Оборотная сторона «мобилы»: ругательство без границ
С развитием мобильной связи у человечества стало заметно больше не только удобств, но и проблем различного характера. Сегодня население сталкивается с такими «фокусами», порожденными развитием цивиллизации, которые не смогли предвидеть даже писатели-фантасты. Эти «фокусы» вполне можно отнести к разряду «бытового терроризма», нежели к изъянам современной мобильной связи.Сегодня украинские мобильные операторы (как, впрочем, и любые другие в каждой цивилизованной стране мира) заботятся о том, чтобы предоставлять своим абонентам максимальный объем услуг. Голосовая почта, рассылка и прием текстовых сообщений и картинок, выход в Интернет и прочие полезности. Как правило, эти услуги все больше дешевеют, а некоторые из них и вовсе можно использовать совершенно бесплатно, через посредство официальных Интернет-сайтов мобильных операторов. Причем появляется возможность отправки сообщений абсолютно анонимно – этакая оборотная сторона медали «Демократизация и комфортизация нашей жизни».
Скабрезная анонимность
Харьковчанка Татьяна Крупа с апреля 2004 года является контрактным абонентом мобильного оператора UMC. Вплоть до конца прошлого года никаких проблем с отправкой и получением SMS-сообщений у нее не было – услуга предоставлялась строго в рамках двусторонних договоров. Наступило 23 ноября, когда Татьяна получила сообщение с унизительным текстом, содержащим сексуальные угрозы (этические соображения делают его воспроизведение в статье невозможным). Телефонный аппарат не указал номер телефона-отправителя, так как сообщение было отправлено с помощью сети Интернет. Спустя некоторое время пришло еще одно сообщение, похожее по смыслу, также отправленное с компьютера. Причем второе «пришествие» произошло в присутствии свидетеля — коллеги по работе.
Обращение в местное отделение компании UMC, в «Службу поддержки абонентов», ни к чему не привело. Не удалось получить информацию, с какого IP-адреса было отправлено сообщение анонимного респондента. Со словами «Такой услуги мы не предоставляем» была отвергнута просьба каким-либо образом заблокировать поступление компьютерных сообщений. Татьяна Крупа отправила несколько запросов в компанию, предоставляющую ей услуги мобильной связи, но никакого результата это не принесло. Кроме того, харьковчанка обратилась с соответствующим заявлением в милицию. Но и таким образом дело не сдвинулось с мертвой точки. По словам пострадавшей, один из правоохранителей честно признался, что, к сожалению, не каждый оператор идет навстречу в подобных делах. Хотя помочь может.
Потребитель против производителя
Как утверждает пострадавшая, в подписанном ею с компанией UMC договоре мобильный оператор оставляет за собой право ограничивать трафик с Интернета, если он угрожает безопасности или нормальной работе сети. Получается, что безопасность собственных технических коммуникаций важнее безопасности людей, которые пользуются услугами этой самой сотовой связи. Этим фактом и пользуются всякие нечистоплотные граждане, которые, может быть, отправляют угрозы и оскорбления без какого-либо злого умысла, а так, «от нечего делать», но серьезно портят жизнь другим. Скажем, та же Татьяна Крупа после получения странных сообщений без подписи и обратного телефонного номера слегла в лечебное учреждение с обострением хронического заболевания.
В итоге харьковчанка обратилась в суд с требованием блокировать получение ее телефоном SMS-сообщений через Интернет, предоставить ей необходимую информацию о проверке компанией UMC ее заявления, а также взыскать с ответчика моральные убытки на сумму 350 тысяч гривен. Интересно, что по иронии судьбы в написанной в соавторстве книге о Харьковской области Татьяна Крупа упоминает «насолившего» ей впоследствии мобильного оператора как структуру, являющуюся гордостью нашего города. Подобная информация включена и в будущую книгу «Путеводитель по Харькову».
Безграничное ругательство
Вопрос об анонимности — это еще и морально-правовой аспект проблемы. Вряд ли кому-то из потребителей понравится то, что на его телефон можно без особых трудностей писать что угодно и без подписи. А значит – безнаказанно. В подобных случаях мобильные операторы просто обязаны сделать что-либо, чтобы воспрепятствовать таким «фокусам».
Справка: по оценкам экспертов, до конца нынешнего года количество абонентов мобильной связи Украины достигнет 40 миллионов. Как сообщила «Украинская правда» со ссылкой на Антонину Мандрыкину, директора департамента экономики и финансов Национальной комиссии по вопросам регулирования связи, по состоянию на 1 апреля 2006 года общее количество абонентов украинской мобильной связи составляло 32,8 млн. Это в 2,1 раза больше, чем в апреле прошлого года. Причем речь идет не о математической сумме распространенных стартовых пакетов, а об активированных и активно используемых номерах (SIM-картах). В принципе, и «Киевстар», и тот же UMC предпринимают определенные меры безопасности., Но эти мер, опять-таки, касаются больше не потребителей, которые могут пострадать, а самих мобильных коммуникаций. Скажем, официальные сайты обоих крупных операторов мобильного рынка Украины предполагают возможность отправки сообщений на любой телефонный номер (с любым кодом своей корпорации). Никаких данных отправителя (например, его собственного мобильного номера) никто не требует, а единственный «фильтр», усложняющий процесс, — невозможность отправки сообщения без введения специального кода (у «Киевстара» — четырехзначное число, у UMC — сложный набор из цифр и латинских букв).
Нет никаких барьеров на сайтах и для передачи нецензурных выражений по Интернет-SMS. Автор этих строк провел эксперимент — набрал сообщение, включающее несколько «крепких» выражений, и отправил на номера телефонов сотрудников редакции (естественно, получив их согласие на такой эксперимент). Спустя несколько минут сообщение было доставлено адресату с тем же ругательным текстом.
Таким образом, любой хулиган, используя Интернет, может серьезно попортить нервы ни в чем не повинным пользователям мобильной связи. И хорошо, если человек, выбранный «жертвой», окажется спокойным. Но ведь среди нас много и нервных, и впечатлительных, которых легко «выбить из колеи» и неосторожным словом отправить на больничную койку.
Картина по отдельным операторам такова
ЗАО «Киевстар GSM» обслуживает около 14,96 млн. абонентов;
ЗАО «Украинская мобильная связь» (UMC) — 14,2 млн.;
ООО «Астелит» (оператор Life:) — более 2,8 млн.;
ЗАО «Украинские радиосистемы» — 275 тыс.;
ООО «Голден Телеком» — 47,5 тыс.;
ЗАО «Цифровая сотовая связь Украины» (торговая марка DCC) — 45 тыс.
Юрий Зиненко, “Вечерний Харьков”
Tweet