ЗАЧЕМ ГОРЕЛО КИРПИНО НАСЛЕДСТВО?
Пожар на территории ГП “Украинский центр механизации путевых работ” (УЦМПР), что в Киеве по адресу Качалова 7, остался практически незамеченным отечественными СМИ. Между тем это ЧП, случившееся днем 28 марта, едва не положило конец государственной программе модернизации украинских железных дорог! В этот день “под вопросом” оказался и возврат многомиллионных кредитов, взятых прежним руководством “Укрзалізниці” на развитие отрасли. Явилось ли возгорание следствием чьего-то злого умысла – пока неизвестно: нынешние руководители правоохранительных органов не больше своих предшественников тяготеют к открытости.
В обеденное время в помещении одного из депо УЦМПР загорелась машина для ремонта дорожного полотна. Спустя некоторое время пламя перекинулось на соседнюю – точно такую же машину. Вскоре частично обгорела и обвалилась крыша помещения, деформировались стены депо. Учитывая специфику и сложность пожара, на месте происшествия работали расчеты четырех пожарных частей. Для тушения применялись лафетные стволы. В 13.50 одну из машин удалось вытянуть из помещения депо – ее продолжали тушить на улице.
На момент тушения пожара вестей о пострадавших не было. Не было ничего известно и о причинах возгорания. И до сих пор неизвестно о стоимости поврежденного огнем и уничтоженного имущества.
Между тем, госпредприятие “Украинский центр механизации путевых работ” – объект секретный, стратегической важности. И не имеющий аналогов на всем постсоветском пространстве. Техническая база УЦМПР предназначалась для масштабной модернизации старых путей под скоростное движение поездов. И ускоренной модернизации всего путевого хозяйства “Укрзалізниці”.
Предприятие, бывшее секретным с момента своего создания (три года), рассекретили в январе нынешнего года. И на “спецобъект” пустили журналистов.
УЦМПР было построено специально для модернизации путей под скоростное движение согласно указу Минтранса в 2001 году. Юридический адрес: Киев, ул. Качалова, 5-а. Директор – Юрковский Евгений Юлианович. Предприятие находится в промышленной зоне на Борщаговке. Здесь, в огромных новых ангарах “стоят длинные железнодорожные машины, которые заменяют ручной труд тысяч рабочих. Вот – машина для динамической стабилизации пути. Она помогает обкатать рельсы после их прокладки, благодаря чему можно сразу переходить на скорости выше 100 км/ч. А пyтeвaя мaшинa пo распределению щeбня выполняет за год объем работ, который под силу 1000 рабочим. Всего в Центре механизации находится более 20 титанических устройств. И все они предназначены не для строительства нового, а для модернизации старого. Пока машины зимуют – работать они могут только летом. На эти чудеса техники «Укразалізниця» потратила $52 млн, а на строительство центра – 25 млн грн. “В 2005 году с помощью этих машин мы собираемся модернизировать в общей сложности 1000 км путей, в том числе в направлении Киев–Москва. А в конце 2005 – начале 2006 примемся за направление Киев–Полтава, – сказал Михаил Костюк” – писала о Центре Газета по-киевски (19.01.2005г.).
Центр был создан специально под освоение кредита ЕБРР в размере $51 млн, полученного «Укрзалізницею». Часть этих средств пошла на покупку узкоспециализированной техники. И сегодня УЦМПР продолжает закупать технику, для чего проводятся тендеры с участием международных производителей. ГП уже имеет 24 путевые машины, а до 2006 года должно получить еще 5 единиц техники. Будет расширяться и производственная база, на что планируется потратить до 20 млн грн.
Ранее УЦМПР получило разрешение Киевской горадминистрации на реконструкцию базы и сооружение трех модульных ангаров на площади в 3,92 га в Святошинском районе. Стоимость строительства ангаров составила от 2,5 до 3,6 млн грн. Например, металлоконструкции одного из ангаров изготовлены компанией “Ворд Билдинг Системс Украина” в августе 2002 года. Вес – 112,3 тонн.
Парк техники УЦМПР – уникален. Например, созданная в цехах ОАО “Старокраматорский машиностроительный завод” совместно с австрийской фирмой “Плассер и Тойрер” (апрель 2003 года) машина – динамический стабилизатор – такого образца и назначения является второй в мире и первой в Украине.
О важности роли Центра в реализации программы реконструкции украинских железных дорог в частности, и на экономические процессы в стране вообще говорят сами масштабы украинского железнодорожного “хозяйства”. Эксплуатационная протяженность только главной колеи – 22,3 тыс. километров (всех – свыше 30 тысяч). А среднесписочная численность работников т.н. основной деятельности – 375 000. Железнодорожная отрасль страны обеспечивает перевозку свыше 300 млн. тонн грузов и 500 млн. пассажиров ежегодно.
Именно деятельность Центра является одним из ключевых элементов в осуществлении ведомственной (“Укрзалізниця”) Программы разработки отечественных технических средств железнодорожного транспорта. И Программы организации скоростного движения на главных магистралях Украины. Уничтожение и повреждение в результате пожара дорогостоящей уникальной техники, не локализируй пожарные огонь на территории одного из депо, грозило срывом выполнения этих программ.
Пока неизвестны причины и масштабы ЧП. Нет ответа на вопрос, будет ли компенсирован ущерб, понесенный предприятием. Официальный страховщик УЦМПР – акционерная страховая компания “ИнтерСтрахПолис” – никак не комментирует случившееся. Равно как и возможные последствия пожара.
«УК» фото Magnolia-TV.com