Как в Донецке дурят по-черновецки
23 октября 2006 года я обратилась в Донецкую областную дирекцию АКБ «Правекс-Банк», (г.Донецк, бульвар Пушкина, 27; МФО 321024)(далее – Банк) для оформления кредита на покупку холодильника.
В соответствии с условиями кредитования Банк обязался предоставить мне потребительский кредит на покупку холодильника с уплатой процентов за пользование кредитом из расчета 5 % годовых. Указанная процентная ставка была отражена в рекламных буклетах банка, предлагающего услуги по кредитованию населения, которые распространялись через магазины, торгующие бытовой техникой.
При стоимости холодильника в 3939,01 гривну, мне было предложено подписать кредитный договор о предоставлении мне потребительского кредита в сумме 5120,71 гривна. Сотрудниками банка мне не была разъяснена суть проводимой финансовой операции. Учитывая, что в день оформления кредита я спешила забрать ребенка из школы, то не особо вникала в характер подписываемых документов, надеясь на правомерность действий со стороны должностных лиц банковского учреждения.
23 октября 2006 года из суммы, подлежащего выдаче кредита Банк перечислил 3939,01 гривни на счет ООО «Архан» (магазин «Фокстрот», 83121, г.Донецк, пр.Киевский,5) в счёт приобретения холодильника. Оставшиеся денежные средства сумме 1181,70 гривень (23 % от суммы кредита), Банк без моего письменного заявления «удержал» в счет оплаты услуг за расчётное обслуживание. При этом Банк в соответствии с п. 4.1 кредитного договора возложил на меня обязанность производить погашение кредита и процентов из расчета суммы 5 120, 71 гривни, часть из которой в сумме 1181,70 гривень мне выдана не была.
В соответствии с п.1, ст.11 Закона Украины «О защите прав потребителей» договор о предоставлении потребительского кредита заключается между кредитодателем и потребителем, в соответствии с которым кредитодатель предоставляет средства для приобретения продукции в размере и на условиях, установленных договором. Основными принципами кредитования являются обеспеченность, возвратность, срочность, платность и целевая направленность. В соответствии с комментариями к ст.1054 Гражданского кодекса Украины целевая направленность использования кредита предусматривает расходование кредитных средств на конкретные цели, предусмотренные кредитным договором. Банк обязан при предоставлении кредита соблюдать основные принципы кредитования.
В нарушение вышеуказанных норм и п.1.1 кредитного договора Банк не выдал часть кредита в сумме 1181,70 гривень (23 % от суммы кредита), а направил его на оплату услуг за расчетное обслуживание, не выполнив условия кредитного договора по его предоставлению и целевому использованию.
В соответствии со ст. 11 п.2 Закона Украины «О защите прав потребителей», перед заключением договора о предоставлении потребительского кредита, кредитор обязан уведомить потребителя в письменной форме о кредитных условиях, в частности:
– сумме на которую кредит может быть выдан;
– ориентировочную совокупную стоимость кредита и стоимость услуг по его обслуживанию;
Указанные условия не были доведены до моего сведения сотрудниками Банка.
В соответствии с п.4 ст.11 Закона Украины «О защите прав потребителей» потребитель не обязан уплачивать кредитодателю какие-либо сборы, проценты или другие стоимостные элементы кредита из суммы кредита подлежащего выдаче. К договорам с потребителями о предоставлении потребительского кредита применяются нормы данного Закона о несправедливых условиях, которыми являются такие положения:
– для предоставления кредита необходимо передать всю сумму кредита или его часть;
– предусматриваются изменения в каких-либо затратах по договору, кроме процентной ставки и т.д;
Частью первой ст.228 ГК Украины дан перечень объектов(гражданских прав), которые могут быть нарушены совершением сделки. К ним относятся: 1) конституционные права и свободы человека и гражданина; 2) имущество физического или юридического лица, государства(публичный порядок).
Предлагая услуги по предоставлению кредитов с уплатой 5 % годовых (что указано в рекламных буклетах), а фактически выдав мне кредит с уплатой 36,5 % годовых, АКБ «Правекс-Банк» нарушил публичный порядок, установленный законодательством. И ввел меня в заблуждение относительно обстоятельств относительно совокупной стоимости кредита (ст.229 ГК Украины). В данном случае имеет место взымание банковским учреждением «скрытых» процентов, при котором были нарушены мои имущественные права.
Учитывая объёмы потребительского кредитования АКБ «Правекс-Банк», можно себе представить количество граждан Украины, которых «ввело в заблуждение» указанное банковское учреждение.
Куда смотрят контролирующие органы?
Людмила К., читатель «УК», Донецк
Tweet