Ратификация Римского статута: что это может значить для Украины
В связи с очередной массовой гибелью мирных граждан от рук террористических организаций вблизи города Волноваха Донецкой области, где сейчас проходит антитеррористическая операция, политики и общественность массово заговорили о необходимости ратификации Римского статута Международного уголовного суда.
Украина подписала Римский статут 20 января 2000 г., однако Верховная Рада до сих пор его не ратифицировала. А ведь его ратификация позволит Международному уголовному суду работать в Украине, рассматривать ряд дел, среди которых, в частности, и преступления против человечности. Тем более, что Украина взяла на себя обязательство ратифицировать Римский статут, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС.
Ратификация Римского статута приблизит Украину к стандартам ООН, Совета Европы и Европейского Союза в области верховенства закона и уважения прав человека в условиях борьбы с особо тяжкими преступлениями против человечности, которые угрожают миру, безопасности и благополучию всего международного сообщества.
Перспектива привлечения виновных к ответственности в Гааге станет важным фактором для недопущения военных преступлений и преступлений против человечности. А ведь все, что сегодня совершается на востоке Украины террористическими организациями, четко подпадает под категорию военных преступлений. Отметим, что государство, которое ратифицировало Римский статут, может сделать заявление о его применении и к преступлениям, совершенным ранее. В целом есть множество мифов, связанных с Международным уголовным судом, и точку в них может поставить лишь ратификация Римского статута.
Что нужно для ратификации
Ратификация Римского статута требует внесения изменений в отечественное законодательство. В частности, поправок требуют Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы. Но главное – в 2001 г. Конституционный Суд постановил, что проголосованный ВР закон о ратификации не соответствует Основному Закону. К сожалению, с тех пор наши парламентарии так и не смогли внести всего одно предложение в ст. 124 Конституции Украины.
По большому счету, чтобы ВР могла ратифицировать Римский статут, сегодня необходимо дополнить ст. 124 Конституции Украины ч. 6 следующего содержания: «Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, предусмотренных Римским статутом Международного уголовного суда». Соответствующий законопроект №1788 уже подан на рассмотрение парламента группой народных депутатов. Но будут ли действительно устранены несоответствия между Конституцией и Римским статутом?
Дело в том, что в ст. 124 Конституции речь идет исключительно об органах внутригосударственного правосудия в Украине. А это значит, что трактовка для конституционного закрепления юрисдикции Международного уголовного суда в Украине авторами проекта избрана явно неудачная. Кроме того, смущает словосочетание «может признать». Стоит учитывать и тот факт, что устав Международного уголовного суда определяет (закрепляет, регулирует), но не предусматривает принятие Римского статута.
Тем не менее, в том, что Украина в ближайшее время все же станет участницей Международного уголовного суда, сомнений нет. И в возможном будущем законе о ратификации Статута МУС, безусловно, будет упомянуто о распространении юрисдикции этого суда на преступления, совершенные против протестующих на Майдане и на востоке Украины, т. е. ему предоставят обратное действие во времени.
Что значит МУС для Украины
Для Украины ратификация Римского статута – это не просто выполнение требований Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Для нашей страны это чуть ли не единственная возможность привлечь террористов и их руководство к ответственности за преступления, которые они совершили в Крыму и на востоке Украины. Речь идет о массовых нарушениях прав человека, взятии заложников, расстрелах, занятии гражданских зданий в качестве военных целей, использовании населения в качестве живого щита и пр. действиях, которые стали сегодняшней реальностью.
Что нужно предпринять
Сегодня для Украины важно документировать и фиксировать все факты нарушения прав человека, особенно военные преступления. Не менее важно проводить по этим преступлениям расследования, находить виновных, тех, кто отдавал приказы или принимал решения, возможно, бездействовал и тем самым позволил этим преступлениям произойти. Российская Федерация, в отличие от Украины, сегодня тщательно документирует возможные преступления украинских военных, чтобы по окончанию конфликта первой предоставить Международному суду доказательства вины украинских властей в происходящем на востоке Украины. Подобное Россия сделала и в конфликте с Грузией, обвинив ее в геноциде осетин.
Ратификация Римского статута Международного уголовного суда откроет путь для привлечения к ответственности не только В. Януковича, В. Пшонки и В. Захарченка, но и других лиц, в т. ч. граждан РФ, совершивших или отдающих приказы о совершении наиболее серьезных массовые преступлений в Украине, которые не имеют ни территориальных, ни временных ограничений.
КОММЕНТАРИИ
Николай Гнатовский, эксперт по международному праву
– Лица, совершающие преступления, могут оказаться недоступными для украинского правосудия в зависимости от их гражданства, принадлежности и от государства, в котором они будут находиться. Международный уголовный суд, если он будет иметь юрисдикцию в отношении данных дел, и если эти преступления будут приемлемыми с точки зрения МУС, может организовать преследование данных лиц. Далеко не факт, что Международный уголовный суд согласится с тем, что совершенные преступления квалифицируются как преступления против человечности. Сейчас идет международный конфликт, и нормы международного права применимы к вооруженным международным конфликтам. Данные нормы нарушаются не только теми, кто воюет с Украиной, но и, к сожалению, теми, кто воюет за Украину.
Николай Сирый, к. ю. н., старший научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН
– Присоединение к Международному уголовному суду даст Украине ощущение единства со странами, которые уже ратифицировали Римский статут. У высоких должностных лиц должно возникнуть понимание того, что страна присоединилась к Международному уголовному суду, и это дополнительная гарантия их ответственности перед украинским народом и международным сообществом. Это дисциплинирует.
Тем не менее, шаги по присоединению к МУС не означают, что мы теперь сможем свалить эту обязанность на Международный уголовный суд. Украина должна привлечь к ответственности по национальному законодательству каждого, кто совершил преступление. В соотношении между международным и национальным уголовном правом приоритет имеет национальное. Лишь когда национальное уголовное право не срабатывает, должны вступить в силу международные процедуры.
Владимир Василенко, чрезвычайный и полномочный посол Украины, судья Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии в 2002–2005 гг.
– При подписании Соглашения об ассоциации Украина предупреждала, что обязательства, которые проистекают из ст. 8 Соглашения по поводу ратификации Римского статута Международного уголовного суда 1998 г., будут выполнены после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины. Этого требовал Конституционный Суд. Проблема тут чисто техническая, технико-юридическая – нужно внести изменения в ст. 124 Конституции Украины.
Может быть два варианта таких изменений. Можно записать так: «Украина признает юрисдикцию Международного уголовного суда в порядке и на условиях, предусмотренных Римским статутом». Но возможна и более общая формулировка: «Украина признает юрисдикцию международных судебных органов в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено законом». Мне больше нравится второй вариант, но если говорить о практике других государств, то многие выбрали первую. После внесения изменений в Конституцию можно будет сразу, буквально через несколько минут вносить законопроект о ратификации Римского статута Международного уголовного суда.
Алена Зеркаль, заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции
– Ратификация Римского статута действительно необходима, потому что Украина обязалась, согласно Соглашению об ассоциации, сотрудничать с ЕС, в т. ч. с целью ратификации Римского статута. Поэтому я считаю, что тут любой путь должен привести к одной цели, а именно к ратификации Римского статута.
Автор: Николай Белинский, «Судебно-юридическая газета»
Tweet