3G от «украинских» операторов: пусть абоненты платят за то, чего нет
Маркетинговая политика украинских операторов в отношении новой услуги 3G напоминает старый анекдот про чукчу. Тот утром посадил картошку, а в обед уже выкапывает. Его спрашивают: "Чукча, почему уже выкапываешь?". "Оцень куcать хоцется", – отвечает он. Операторы еще не успели развернуть 3G-сети в большинстве городов, а кушать им уже хочется.
Однако абонентов мобильной связи пока тяжело убедить перейти на новые 3G-тарифы. Тем более, что расценки на новую услугу оказались в несколько раз выше существующих тарифов, а ее качество часто довольно сомнительное.
Фото unian.net
По данным Украинского государственного центра радиочастот, на 24 июля в Украине было выдано 2,1 тыс разрешений на эксплуатацию базовых 3G-станций. Это в 20 раз меньше, чем количество станций в Украине, запустившихся до 3G.
Большинство станций работает в стандарте 2G. Они покрывают всю территорию Украины и обеспечивают связью, по данным Госстата, 61,5 млн сим-карт.
Каждый третий украинский абонент имеет смартфон.
По данным компании E&C, в 2015 году мобильным интернетом пользуются 24,7 млн абонентов. Причем 22,5 млн получают эту услугу от новых лицензиатов 3G – "Киевстар", "МТС-Украина" и "Астелит" – преимущественно в 2G-сетях через смартфоны и модемы по технологии EDGE по демократичным ценам.
Чтобы переманить этих абонентов в 3G-сети, нужно убедить их в том, что им необходимо ускорение доступа к мобильному интернету за большие деньги.
Разумеется, сделать это сложно. Часть пользователей инертна, чтобы следовать изменениям в технологиях, а другая их часть достаточно умна и прагматична, чтобы не поддаваться искушению после просмотра яркой 3G-рекламы.
Поняв это, операторы начали в одностороннем порядке менять условия старых популярных тарифных планов, включая в них лимитированное 3G и вычеркивая безлимитный EDGE. Основная мотивация – так абоненту будет лучше и удобнее.
Особняком стоит только "МТС-Украина". Оператор по каким-то причинам пока не начал масштабного развертывания 3G-сети – возможно, в связи с предстоящей сменой бренда на Vodafone – и по-прежнему подключает абонентов на сеть своего 3G-партнера "Тримоб" только по их заявкам.
Прощай, дешевый безлимит от life:)
Подобные метаморфозы произойдут, например, с массовым тарифом life:) Communicator. С 29 июля этот тариф больше не предусматривает безлимитный GPRS-трафик. Вместо этого в него включается 1 Гб трафика на скорости 3G, но с лимитом не больше 50 Мбит в день.
За то, что теперь кое-где – где уже построена новая сеть – будет скоростной 3G, а не почти повсеместно доступный EDGE, абоненту придется еще и доплатить. Абонплата в тарифе повышается с 59 грн до 69 грн в месяц. К тому же за каждые дополнительные 50 Мбайт в день придется платить еще по 3 грн.
Похожие изменения произойдут и в ряде других тарифных планов оператора. Суть их одна: повысить абонентскую плату, якобы дав взамен абоненту новое качество услуги – большую скорость от 3G. Такие изменения вызвали негодование в рядах считающих каждую гривну абонентов life:). А таких немало.
"Покриття 3G є не по всій території України, а тільки в певних населених пунктах. Це обмежує мене в користуванні послугою, бо я не постійно перебуваю в зоні покриття 3G. Цілеспрямовано було б такі пакети вводити після того, як вся територія нашої держави мала би покриття 3G. Політика вашої компанії обурює!" – восклицает один из абонентов компании на ее страничке в соцсети Facebook.
На такие возгласы контакт-центр оператора обычно дает стандартный ответ: "В связи с повышением стоимости обслуживания оборудования, а также повышением общего уровня цен на рынке оператор life:) был вынужден пересмотреть существующие условия тарифного плана Communicator".
Вторая часть сообщения контакт-центра life:) позволяет сделать только один вывод: оператор сам решил, как будет удобней его абоненту пользоваться мобильным интернетом, не поинтересовавшись мнением самого пользователя.
Вот вторая часть ответа абоненту в оригинале.
"Оператором проведен анализ использования интернет-трафика в тарифном плане. В результате был установлен оптимальный объем интернет-трафика, которого будет достаточно для использования большинству абонентов. Также определена стоимость услуг, которая позволит по-прежнему пользоваться наиболее выгодными тарифами".
Фото tecnovicio.com.ar
"Киевстар" уменьшает страдания?
Такая стратегия life:) напоминает новую тарифную политику в сфере мобильного интернета еще одного обладателя 3G лицензии – "Киевстара".
Этот оператор тоже решил облегчить абонентам выбор своих старых популярных планов 2G-связи. Они привыкли пользоваться определенным лимитом EGDE-трафика, включенным в пакет, а дальнейшее пользование услугой осуществлялось уже на урезанной до минимума скорости.
"Мы в "Киевстаре" решили уменьшить "страдания" абонентов, жалующихся на снижение скорости интернета после исчерпания суточных 50 Мб. Поэтому начали автоматом начислять следующий пакет на 50 Мб с доплатой 3 грн", – разъясняет на своей Facebook-страничке президент "Киевстара" Петр Чернышов.
Таких пакетов по 50 Мб компания будет предоставлять в день максимум пять – в зависимости от тарифного плана. Как говорится в посте Чернышова, компания просто не может больше смотреть на то, что его абоненту хватает дневного лимита трафика на просмотр разве что двух клипов на Youtube.
Пост Петра Чернышова в Facebook
Пользователи под постом начали писать, что корректно было бы оставить абоненту выбор – ограничение скорости или автоматическое начисление 50 Мб. В противном случае он может и не заметить, как под вечер его счет обнулится.
Хотя президент "Киевстара" в том же посте отмечает, что sms-уведомление о начислении дополнительного пакета придет еще до того, как абонент израсходуете свои пакетные 50 Мб в день. Поэтому он, мол, сам решит, использовать ему дополнительный трафик или нет.
Утвержденный Кабмином подзаконный акт "Правила предоставления и получения телеком-услуг гласит, что абоненту должен быть предоставлен равноценный выбор при внесении изменений в действующий тарифный план.
"Абоненту направляется уведомление, в котором указывается информация об изменениях, дате и сроке их введения. При этом оператор телекоммуникаций должен предложить потребителю бесплатно выбрать любой другой доступный для подключения тарифный план на момент введения указанных изменений".
Также в правилах указывается, что абонент имеет право отказаться от услуг, которые он не заказывал.
Фото Ивана Карпенко
Кто жадный: абонент или оператор?
Вероятно, в поддержку операторов можно было бы написать, что украинские абоненты покупают дорогие смартфоны и при этом не хотят платить за улучшение качества сервиса. Если бы не одно большое "но".
Операторы за последние три года приучили клиентов к безлимитному EGDE. Они продали им дешевый интернет, пусть и на не такой большой скорости, в погоне за новыми клиентами. Теперь же операторы пытаются решить скоростные проблемы за счет своих клиентов, большинство их которых устраивает статус-кво.
Чернышов использует в решении этой дилеммы подход "со всей колокольни виднее". Он считает, что когда оператор снижал расценки на EDGE с 10-15 грн за МБ до минимума, то он пытался побороть страх абонентов пользоваться мобильным интернетом на смартфонах.
"На 2G-скорости 99% наших абонентов даже не успевали исчерпать предложенный лимит и думали, что интернет у них "безлимитный". Хотя тратили они по 5-15 Мб в день", – пишет он в Facebook. А теперь, когда интернет стал быстрее, старых лимитов пользователям уже, мол, явно не хватает.
"Даже если абонент не заметит пять сервисных sms, то больше 15 грн в день на интернет он не потратит. То есть bill shock исключен", – размышляет Чернышов.
Петр Чернишов. Фото Александра Козаченко для "Forbes Украина"
Впрочем, из этой цитаты не очень понятно, для кого именно исключен ценовой шок. Для президента крупнейшего тепеком-оператора страны или для обычного абонента, которому 15 грн хватает на десять дней.
Даже если большинство абонентов будут готовы заплатить больше, насмотревшись рекламы, отношение к 3G у них может поменяться на негативное. Они привыкли, что 2G-интернет от этих же операторов у них был повсеместно. Тогда почему они должны платить на старых тарифах больше за "недострой"?
Пользователя не должно волновать, сколько оператор потратил на сеть и лицензии. Он не должен входить в положение провайдера услуг. Пользователю важно получить услугу там, где он привык. Только в этом случае есть смысл говорить о повышении ее стоимости из-за принципиально нового качества.
В противном случае у абонента будет возникать в отношении 3G когнитивный диссонанс. Мол, завлекали красочным преимуществами, а на деле получается дорогая услуга, которая работает далеко не везде.
Автор: Стас Юрасов, ЭП