Как жилось бы «евробляхеру» в Польше, Германии и Литве
Прежде, чем использовать в споре довод о дешевой растаможке авто в иных странах, узнайте, как действительно обстоит дело. В этой статье мы рассмотрим Польшу, Германию и Литва. Правда ли, что в Польше, Германии и Литве за ввезенный автомобиль придется заплатить сущие копейки?
В первой статье эта тема раскрывалась на примере США, Канады и Сингапура. Во второй было рассмотрено законодательство Японии, Южной Кореи и Китая.
А теперь настала очередь столь популярных у украинцев Польши, Германии и Литвы, пишет Автоцентр.
Растаможка авто в Польше
Эту страну чаще всего используют сторонники «евроблях», как пример дешевой растаможки авто. Многие утверждают, что на таможенное оформление импорта автомобиля в Польше тратится не более 500 евро. Так давайте разберемся, правда ли это.
Глядя из украинских окон на процветающую, как нам кажется, Польшу, мы постоянно сравниваем себя с нею. И неизменно повторяем, что у нас в разы все хуже. Однако, откройте любые польские новостные издания, и вы увидите похожие на украинские заголовки: «Польша все больше ввозит немецкую автомобильную рухлядь!», «Мы донашиваем старые вещи!», и т.д.
Сегодня, судя по тому, что поляки говорят о себе, их страна завалена старыми автомобилями, средний возраст которых 12 лет (13 лет – для бензиновых и 10,4 года – для дизельных).
Основной импорт транспорта в Польшу движется из Германии, Франции, Японии и США, и с каждым годом в стране растет количество подержанных, морально устаревших авто. Только за первый квартал 2018 года в Польшу ввезли более полумиллиона таких б/у машин.
При этом, сами поляки невероятно сожалеют, что их страна стала пристанищем немецкой дизельной рухляди, от которой отказались в Германии.
Налоги на растаможку авто в Польше:
-
пошлина 0% – если вы житель ЕС, и автомобиль ввозится из страны ЕС, пошлина 10% – для иных стран на легковые авто, 22% – на грузовые (высчитывается из суммы заявленной цены + транспортные расходы). Стоит учесть, что на польской таможне не «пройдет» любая придуманная вами цена авто. Таможня сама оценит машину, и поднимет стоимость, если она занижена по сравнению с ценами в каталогах;
-
акциз: для авто с двигателем объемом менее 2000 см3 – 3,1%, при большем объеме – 18,6%;
-
НДС 23%:
-
на новые авто возрастом до 6 месяцев (от дня первой регистрации), или с пробегом меньше 6 тыс. км;
-
б/у авто, купленное в стране не члене ЕС;
-
любое авто, купленное за границей юр. лицом.
НДС 0% – б/у авто, купленное жителем ЕС и приобретенное в стране ЕС;
-
налог на утилизацию – 500 злотых ($136) для авто возрастом 10 лет и старше.
Итак, теперь ясно: растаможка авто в Польше обходится дорого, если автомобиль новый, если его ввозит юридическое лицо, и, если страна экспорта не является членом Евросоюза.
Растаможка авто в Польше обходится дешево, если это частный ввоз подержанного авто с небольшим объемом двигателя из страны-члена ЕС. Только при совпадении всех этих условий оформление авто в Польше составит примерно 30% от стоимости машины.
По причине существования простых условий ввоза авто из других стран ЕС, Польша сейчас оказалась наводнена старыми дешевыми авто из Германии и Франции. Говорит ли это о том, что поляки – обеспеченные люди? Нет, для большинства из них цены на новые авто неподъемны, именно поэтому они везут в Польшу то, от чего отказались в странах успешных и богатых.
Растаможка авто в Германии
Германия совсем не похожа на Польшу, хотя бы в силу того, что имеет сильную собственную автоиндустрию. И если поляки нуждаются в импорте автомобилей, то немцы ими обеспечены. Так зачем бы простому жителю Германии могло понадобиться импортировать заграничное авто?
А большинство граждан этого и не хочет, ценя и любя свои немецкие марки. В Германии более 70% жителей ездят на своих отечественных автомобилях.
Но, кое-кто считает, что новые немецкие авто дороги в сравнении с авто в других странах ЕС. К примеру, в Дании, Швеции, Греции, Чехии и Венгрии легковую машину можно приобрести на 25%-30% дешевле, чем в Германии. Также встречаются любители американских автомобилей. Так что пусть и небольшой, но импорт иностранных авто в Германию существует.
Налоги на растаможку авто в Германии:
-
пошлина 0% для жителей ЕС на авто из страны члена ЕС;
-
пошлина 10% на легковые авто из других стран;
-
НДС 19%:
-
новые авто возрастом до 6 месяцев (от дня первой регистрации), или с пробегом меньше 6 тыс. км;
-
б/у авто, купленное в стране не члене ЕС;
-
любое авто, купленное за границей юр. лицом.
НДС 0% – б/у авто, купленное частным лицом и приобретенное в стране ЕС;
-
акциз – отсутствует.
Обратите внимание: в Германии таможенные платежи за ввоз авто небольшие только на подержанное ТС, которое ввозится частным лицом из страны ЕС. Если какое-либо из этих условий не соблюдается, растаможка авто в Германии становится совсем недешевой и в общей сумме примерно соизмерима с суммой таможенных платежей при импорте авто в Украине.
Растаможка авто в Литве
Еще 10 лет назад Литва, ставшая в 2004 году членом ЕС, массово импортировала в страну автомобили из Германии. Это был отличного качества недорогой транспорт.
Но, затем немецкие автомобили серьезно выросли в цене, и Литва вынуждена была переориентироваться на автопродукцию Америки и иных стран ЕС, вроде Бельгии, Нидерландов и Испании. В этих странах можно недорого купить хорошие автомобили возрастом 4-5 лет. Ведь испанцы, американцы и бельгийцы довольно часто меняют свой транспорт на более новый. В итоге, в Литве появилось много неплохих автомобилей, за которыми начали приезжать даже немцы и французы, желающие сэкономить.
Однако, вместе с хорошими авто недобросовестные бизнесмены начали привозить и много рухляди – старых (старше 10 лет) и битых авто. К началу 2017 года литовская таможня забила тревогу – около 11% авто, заявленных к импорту, уже на границе признавались устаревшими, и непригодными к восстановлению, такие машины можно было только утилизировать.
Поэтому, с июля прошлого года литовский таможенный департамент при импорте начал применять процедуру оценки техсостояния авто. Теперь, если данная оценка выявляет, что ввозимое авто на более, чем 50% требует ремонта, его импорт запрещается.
По примерным оценкам, за первые четыре месяца 2018 года в Литву въехало около 30000 американских подержанных автомобилей, еще примерно 10000 – производства иных стран. И сейчас в пересчете на 1000 человек населения только 9 литовцев ездит на новом авто.
Между тем, у Литвы есть обязательства перед Евросоюзом по сокращению загрязняющих экологию факторов. Если она не выполнит данные требования, то будет обязана уплатить 300 млн. евро штрафа. Поэтому, в ближайшее время в Литве запланировано ввести налогообложение, снижающее использование авто на ДВС, а также ТС, не соответствующих европейским экологическим стандартам.
Налоги на растаможку авто в Литве:
-
НДС 0% – б/у авто, купленное частным лицом и приобретенное в стране ЕС (все три условия обязательны).
-
НДС 21%:
-
новые авто возрастом до 6 месяцев (от дня первой регистрации), или с пробегом меньше 6 тыс. км;
-
б/у авто, купленное в стране не члене ЕС;
-
любое авто, купленное за границей юр. лицом;
-
акциз – отсутствует;
-
пошлина 0% – для жителя ЕС на авто, ввозимое из страны ЕС.
-
пошлина 10% – на легковые авто из других стран.
Таким образом, в Литве растаможка авто также, как и в Польше, и в Германии обойдется недорого только в том случае, если подержанный автомобиль ввозится частным лицом из страны члена ЕС. При несоблюдении какого-либо из этих условий, и пошлина и НДС должны уплачиваться.
Выводы
Итак, в Польше, Германии и Литве растаможка подержанных авто обходится ее гражданам недорого. Но только при условии совпадения всех факторов: ввоза б/у автомобиля частным лицом из страны ЕС.
Учитывая это, разговоры о растаможке авто в Польше и Германии за 300-500 евро, являются откровенной манипуляцией общественным мнением.
Как только в Польшу, Германию, Литву или иную страну ЕС въезжает автомобиль из страны, не входящей в Евросоюз, в ее отношении включаются все обычные импортные налоги.
Поэтому, сравнивать условия растаможки авто в Украине со странами ЕС абсолютно некорректно. Просто потому, что любое государство, дабы быть пущенным в Евросоюз, прикладывает массу усилий, соблюдает множество законодательных и экономических требований, придерживается определенных правил.
Разве Украина является страной-членом ЕС? Мы живем по правилам ЕС или хотя бы приблизились к этому? Мы уже искоренили все свои проблемы и начали думать и поступать, как европейцы? Которые, к слову, ВСЕГДА платят налоги, а не ищут лазейки для ухода от них. Похоже, мы хотим работать и поступать, как привыкли – безалаберно, не уважая законы и не соблюдая обязательства. Но заработков и прав себе желаем, как в Европе. Так сидеть «на двух стульях» не получится.
Автор: Татьяна Федорчук; «Автоцентр»
Tweet