Как с помощью чужих сим-карт мошенники оформляют кредиты на их владельцев
За последний год в фейсбук-сообщество «Преступления с онлайн-кредитами» обратились около 400 человек по поводу «угонов» сим-карт, незаконного использования персональных данных, создания личного кабинета на чужое имя. По словам соучредителя Украинского офиса защиты данных Богдана Хаустова, в судах сейчас находятся около 50 дел, еще столько готовят к подаче.
Как с помощью чужих сим-карт оформляют кредиты, что делать, если звонят коллекторы и как уберечь себя от мошенников — в материале hromadske.
«Угрожали, что сожгут машину и квартиру»
В мае 2020-го Виталию из Полтавы начали звонить незнакомые люди. Они требовали вернуть кредит одной из компаний «быстрых денег», которого, по словам Виталия, он не брал.
«Иногда я обращался к таким кредитным компаниям, но все возвращал. Когда я закрыл последний кредит, мне еще полгода потом звонили и предлагали снова его взять. Могли звонить по праздникам и в выходные, звонили моим родственникам. Я решил поменять сим-карту. После этого я начал получать сообщения, что должен вернуть кредит», — рассказывает Виталий.
Сначала на новый номер телефона пришло смс-сообщение от банка, что с его карточки пытаются снять деньги. Это была карта, на которую он когда-то брал кредит.
«Я приехал в отделение, мне сказали, что это со старой карты, которую я закрыл, кто пытается снять средства. Сказали, чтобы я не переживал», — вспоминает Виталий.
Потом начались звонки родственникам — незнакомые люди рассказывали им, что Виталий взял деньги и должен их вернуть. Через некоторое время начали звонить и на новый номер.
«Оказалось, что на меня взяли четыре кредита, но оформили на другую кредитную карту. В этих компаниях мне сказали, что кредиты брали на мои данные, поэтому я должен их возвращать», — говорит Виталий.
Он рассказывает, что в одной из компаний мошенники смогли взять на его имя примерно 20 тысяч гривен, в другой — 9 тысяч. Еще в двух его зарегистрировали впервые и поэтому взяли небольшие кредиты — примерно 2 и 3 тысячи.
«В компаниях, где взяли большие суммы, я раньше брал деньги в кредит, поэтому они смогли получить большие суммы», — объясняет Виталий.
Он обратился в полицию, там зарегистрировали уголовное нарушение и посоветовали выбросить новую сим-карту, чтобы ему больше не звонили, или обратиться в суд и аннулировать договоры на кредит. В августе Виталий подал иск. Дело зарегистрировали, заседание должно состояться в конце января, однако его перенесли на март.
До обращения в суд, говорит Виталий, представители кредитных компаний звонили ему ежедневно, кроме этого, давили на его близких.
«Мне могли звонить 50 раз в день. Угрожали, что сожгут квартиру и машину. Моей маме что-то рассказали, что она заплатила им еще одну тысячу за отсрочку кредита. Люди, с которыми я работал, мои родственники — все смотрели на меня как на последнего человека на земле из-за этих кредиты», — рассказывает Виталий.
«Сим-карта Виталия не была привязана к паспорту, он не пользовался ею некоторое время, а этот номер телефона был привязан к кредитным компаниям. Если у человека хорошая кредитная история, то мошенники могут снять больше кредитных средств», — объясняет Богдан Хаустов.
Старой сим-картой Виталий перестал пользоваться, а когда решил проверить ее — узнал, что она уже не действует. Мобильный оператор сообщил, что сим-карту перевыпустили.
«Чтобы получить доступ к сим-карте, мошенники говорят мобильному оператору, что она утеряна, и ее надо восстановить, — рассказывает Хаустов. — Сделать это можно, узнав баланс и последние номера, на которые звонили с нее. Поэтому часто перед тем, как похитить сим-карту, мошенники звонят человеку и пытаются узнать эти данные под видом мобильного оператора или еще кого-то».
Обычно человек использует один номер телефона для разных услуг — указывает его в социальных сетях, привязывает к нему почту, интернет-банкинг и тому подобное. Этим, рассказывает Хаустов, и пользуются мошенники: получив доступ к сим-карте, они могут получить с ее помощью любую информацию.
В колл-центре одного из ведущих украинских мобильных операторов нам рассказали, что пользователи время от времени жалуются на подозрительные звонки якобы от представителей телефонных компаний. Эти номера затем проверяет служба безопасности и в случае нарушений блокирует.
Если сим-картой не пользуются больше года, ее блокируют, и уже через несколько месяцев мобильный оператор может снова выставить номер на продажу.
Чтобы избежать ситуации с аферистами, в компании советуют привязывать номер телефона к паспорту (тогда карта не будет анонимной) или устанавливать на нее личный пароль.
«Взяли кредит на 500 гривен, погасили его и сразу взяли на 12 тысяч»
Даже если человек никогда раньше не брал денег у кредитных компаний, говорит Богдан Хаустов, это не гарантирует, что их не смогут от его имени взять мошенники. Так произошло с Юлией из Киева — она раньше не брала кредитов, но все равно пострадала от мошенничества.
«Летом 2020-го, когда мы поехали отдыхать, мне позвонили с неизвестного номера. В достаточно жесткой манере спросили, когда же я собираюсь возвращать деньги. Так я узнала, что на меня оформлен кредит», — рассказывает Юлия.
Она зашла на сайт одного из бюро кредитных историй и увидела, что на ее имя оформили 5 или 6 кредитов.
«Один из кредитов сначала взяли на сумму 500 гривен, потом его погасили и взяли уже 12 тысяч. В других компаниях кредиты смогли взять от 500 гривен до 5 тысяч», — говорит Юлия.
Впоследствии кредитные компании начали ежедневно звонить к родителям Юлии и сообщать про ее кредит. Она подала заявление в полицию и разослала выписку из Единого реестра досудебных расследований, требуя аннулировать кредит и удалить ее персональные данные.
Одна из компаний, по ее словам, сразу аннулировала кредит. Но некоторые из них не хотели даже предоставлять более подробную информацию — как были оформлены эти кредиты и на чьи данные.
«Однако я все же узнала, что при оформлении кредитов использовали мой номер телефона, которым я пользовалась лет 8-9 назад. Его снова начали продавать», — объясняет Юлия.
Богдан Хаустов говорит, что мошенники взяли ее данные из государственного реестра, поскольку она является ФЛП, а затем зарегистрировали ее в кредитной компании.
Вместе с юристом они в конце сентября подали иск в суд, чтобы аннулировать кредиты. Судья разделила иск на пять отдельных дел, выделив их в отдельные производства по каждой кредитной компании, и направила в различные районы города, оставив у себя дела по двум компаниям.
Юлия говорит, что кредитные компании передали в суд запись якобы ее разговора с просьбой предоставить кредит. По словам юристов, на записи слышно, что это голос другой женщины. Но судья отказала Юлии в иске, поэтому она готовится к апелляции. По другим делам открыто производство, однако никаких подвижек пока нет.
Богдан Хаустов говорит, что такие судебные дела весьма трудны, поэтому надо иметь доказательства своей правоты: справки из банков или налоговой, что деньги не поступали на карту жертвы, информацию о сим-карте, на которую поступали электронные подписи (смс-сообщения, которые являются подписью-подтверждением о регистрации и т.п.).
«Мне лично уже попадались судьи, которые не могут поверить в то, что происходит. Это понятно, ведь они не пользуются услугами кредитных компаний и мало знакомы с этой проблематикой», — говорит юрист.
Также до подачи в суд нужно обратиться в правоохранительные органы и контролировать ход досудебного расследования, чтобы не допустить бездействия и закрытия уголовного дела.
Что делать, если звонят коллекторы
Если коллекторы звонят и требуют вернуть долг по кредиту, который человек не брал, необходимо выяснить, на кого оформлен кредит: на человека, которому звонят, или же деньги требуют оплатить другого должника.
«Часто такие требования сопровождаются угрозами, унижениями, оскорблениями, поэтому я советую записывать разговоры», — говорит Хаустов.
В этом случае следует обращаться с досудебным требованием непосредственно к кредитной компании или коллекторам, а также в правоохранительные органы и Нацбанк.
Как уберечь себя от мошенников
Прежде всего, надо соблюдать правила информационной гигиены и безопасности, говорит Хаустов:
- не устанавливать сомнительных мобильных приложений и не переходить по подозрительным ссылкам;
- внимательнее относиться к тому, кто вам звонит и представляется представителем банка, органов власти, правоохранительных органов или мобильного оператора;
- желательно сделать отдельный финансовый номер, привязать его к паспорту и использовать только для определенных операций.
Проверить информацию по кредитам можно в одном из бюро кредитных историй. Там же, по словам юриста, можно активировать определенные услуги, которые будут блокировать любые запросы на кредиты без согласования.
Автор: Ксюша Савоскина; Громадское