Мобильный обман: продавцы телефонных хитов наживаются на потребителях
Продажа мелодий, картинок и игрушек для сотовых телефонов стала новой яркой приметой поголовного мобильного бума. Но после закачки популярных мелодий с так называемых коротких номеров сотовые компании нередко списывают со счетов своих клиентов фантастические суммы. Жертвами недобросовестных контент-провайдеров стали уже сотни потребителей. Погоня за мобильной модой – дело разорительное. Не случайно продажа игрушек, картинок и мелодий для сотовых телефонов уже превратилась в сверхдоходный бизнес. А у него, как и любого другого, есть своя неприглядная теневая сторона. “Хочешь узнать секрет таинственного исчезновения сумасшедшей лягушки?”, “Уникальный шанс – пять мелодий по цене одной!” Для подростка модный репертуар в памяти сотового – лишний способ продемонстрировать свое лидерство, а за него не жалко отдать любые деньги. Только не все подозревают, что указанная в рекламном ролике стоимость услуги совсем не та, что придется заплатить. В управление антимонопольной службы все чаще обращаются разгневанные владельцы сотовых телефонов.
Возмущенные обманом граждане звонят и жалуются. Один из потребителей жалуется, что после просмотра телерекламы сын скачал три мелодии, и сотовая компания выставила счет на 110 долларов. В ролике говорилось, что мелодия стоит 20 центов без НДС, а оказалось, 20 центов взимаются за каждое нажатие кнопки! Потребитель потребовал провести проверку по поводу недобросовестной рекламы. Но дела пока не возбуждены, ведется расследование.
В другом случае любимые дети разорили родного папашу аж на 452 доллара – набрали короткий номер *224# и скачали 30 мобильных хитов, после чего владельца мобильника едва не хватил сердечный приступ. Получается, что каждая закачанная мелодия стоит 420 рублей! Да на такие деньги отец мог купить своим ребятишкам новые мобильники.
Жертвами мобильных обманщиков чаще всего становятся юные зрители развлекательных каналов – именно в их телевизионном эфире целыми блоками размещаются крикливые ролики с заманчивыми музыкальными предложениями. Ролик в телеэфире – не долгожитель, за несколько секунд ребенок только и успевает клюнуть на приманку – услышать любимую мелодию и разглядеть вожделенный короткий номер.
В некоторых телевизионных роликах либо отсутствует часть существенной информации о стоимости услуги, либо эта информация указывается мелким нечитаемым шрифтом
Впрочем, и телевизионщики не всемогущи: они могут лишь предъявить претензии к визуальному облику рекламного ролика. На какую сумму раскошелится владелец мобильника, зависит только от честности контент-провайдера.
Если деньги со счета бесследно исчезли, первое, что приходит на ум, – в поисках правды обратиться к своей сотовой компании. Но скорее всего это будет звонок не по адресу: отношения сотовых операторов и провайдеров – чисто договорные. Правда, заботясь об имидже компании, некоторые операторы предпочитают расторгать договоры с нечистоплотными продавцами мелодий и картинок и даже возвращают деньги своему клиенту, если на самом деле он никаких картинок не получил. Но большинство операторов предпочитают оставаться в стороне от конфликта.
– Оператор связи только предоставляет каналы доступа для покупателей, – объясняет специалист отдела маркетинга одной из сотовых компаний Сергей Скородумов. – Ведь чтобы продать любую услугу, любой товар – ту же зубную щетку, зубную пасту – нужна торговая площадка. И в нашем случае сотовый оператор как магазин – он дает контент-провайдеру торговое место, а роль провайдера – продать услугу. Сотовый оператор предоставляет свое работоспособное оборудование, обеспечивает доступ до контент-провайдера и за это берет свою часть денег из стоимости услуги. Когда абонент заказывает услугу, оператор списывает деньги со счета. Предполагается, что, заказывая услугу, абонент соглашается с ее стоимостью.
– Провайдеров очень много, и самое сложное – найти виновника, – продолжает Людмила Галичина. – Ведь в рекламе кроме короткого номера телефона, состоящего из четырех цифр, никакой информации нет. И мы не можем возбудить дело ни в отношении телеканала, ни в отношении оператора сотовой связи. Но одного недобросовестного провайдера мы все-таки вычислили: запросили у телекомпании договор с рекламодателем, и оказалось, что он зарегистрирован в Новосибирске. А антимонопольное управление может принимать меры реагирования только в отношении тех лиц, которые находятся на нашей территории.
По закону потребитель, права которого нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков. Но чтобы доказать факт обмана, надо потратить уйму времени и все тех же денежных знаков – главным образом на переезды в поисках виртуального мошенника. Расчет циничных инженеров мобильных ловушек точен: даже из-за нескольких сотен долларов включаться в долгие судебные разбирательства решатся только единицы.
Как не стать жертвой мобильного обмана?
Не зачисляйте на счет ребенка крупные суммы. Лучше вносить деньги мелкими порциями – так можно вовремя заметить финансовые потери.
Если после просмотра рекламы мобильных заставок появились сомнения, лучше позвонить в справочную службу своего оператора и расспросить: что за короткий номер, кто предоставляет эту услугу и на каких условиях.
Полезно узнать топ-десятку контент-провайдеров. Как правило, честные провайдеры выпускают качественную полиграфию и в ней указывают все условия заказа мелодии или услуги.
Илья Изотов
По материалам ComNews.ru
Tweet