…Там повар ноги моет

Защитники прав потребителей бьют тревогу: в каждом четвёртом ресторане или закусочной Германии не соблюдаются гигиенические нормы. 

Федеральное ведомство по защите прав потребителей и безопасности продуктов питания (Bundesamt fr Verbraucherschutz und Lebensmittelsicherheit, BVL) сообщило о неутешительных итогах проверок предприятий общепита, проведённых в 2009 году. Контролёры обнаружили нарушения в 130 000 из 545 000 проверенных заведений – а это 24 процента, четверть немецких ресторанов, кафе, закусочных, а также магазинов, торгующих продуктами. Большинство нарушений, как и в предыдущие годы, касаются соблюдения гигиенических норм, подчеркнул президент BVL Гельмут Чирски-Шёнебург (Helmut Tschiersky-Schneburg). Всего эксперты из его ведомства за год провели 930 000 проверок, взяв 387 000 проб различных продуктов. Нарекания вызвали почти 52 тысячи – 13,4 процента. Большинство проблем выявлены при продаже или приготовлении мясопродуктов, птицы и дичи, а также алкогольной продукции. Следующие по количеству недочётов – молоко и молокопродукты, яйца, крупы и выпечка. Меньше всего нареканий специалистов вызвали предлагаемые клиентам фрукты и овощи.

Самыми «грязными» с точки зрения гигиенических норм оказались представленные в Германии японские и псевдояпонские рестораны, предлагающие суши. Специалисты столкнулись с проблемами в половине из 136 проверенных заведений: кроме общих требований гигиены, во многих из них не соблюдаются предписания по правильному охлаждению продуктов. Удивительно, но в списке оказались и кухни медицинских учреждений: правилами гигиены пренебрегают при приготовлении пищи в 10 % клиник и больниц.

Кроме чистоты, нарекания экспертов вызывает недобросовестность хозяев предприятий общепита, которые используют в своих блюдах дешёвые эрзацы полноценных продуктов без указания о том в меню. Мошенники нашлись в половине из проверенных контролёрами BVL двух тысяч закусочных и ресторанов – в первую очередь, в блюда идут ненастоящие ветчина и сыр.

Ведомство по защите прав потребителей проводит свои проверки из года в год, но какую конкретную пользу посетителю ресторана или покупателю продуктов может принести анонимная статистика, к тому же сулящая отраву вместо удовольствия? Эксперты берлинского независимого союза по оценке качества продуктов Foodwatch призывают государственные структуры не публиковать общие цифры, а конкретно называть нарушителей. «Потребитель сыт по горло цифрами по количеству предприятий общественного питания, где не соблюдаются гигиенические нормы, – считает вице-президент Foodwatch Маттиас Вольфшмидт (Matthias Wolfschmidt). – Ему было бы куда интереснее узнать из первых рук, куда стоит заходить, а куда не надо».

Такая система давно применяется в соседней Дании, где о чистоте заведений общепита наглядно свидетельствуют «смайлики» – улыбающиеся рожицы, наклеенные при входе. Если такой «смайлик» расплывается в улыбке – значит, здесь чтут гигиену, если хмурится – заходите с опаской: при проверке это заведение провалилось. В Германии первая попытка публично представить «чистые» и менее чистые заведения была предпринята в Берлине – начавшись в районе Панков, эксперимент распространился на весь город, но столкнулся с волной критики: хмурые «смайлики» признаны излишне эмоциональным методом воздействия на клиента.

На федеральном уровне существует чёткое решение ввести единую прозрачную систему оценки качества услуг предприятий общепита, принятое федеральным и земельными министрами защиты прав потребителей ещё в сентябре. Многочисленные пищевые скандалы последнего времени – тухлое мясо в дёнер-кебабах, отравленные диоксином «экологически чистые» яйца в супермаркетах или сыр на пицце, никогда не знавший молока, – должны, казалось бы, подгонять конкретную реализацию политического решения. Однако какие формы примет действенная система защиты потребителя и как скоро она будет создана, пока совершенно неясно.

Пётр Левский, Русская Германия

 

You may also like...