Кому достались самые денежные министерства (структура КМУ)
В результате реализации админреформы самые богатые министерства в правительстве получили вице-премьеры Андрей Клюев и Борис Колесников
Первый вице-премьер-министр Андрей Клюев и вице-премьер Борис Колесников оказались в наиболее выигрышном положении в результате реализации первого этапа административной реформы. Так, Андрей Клюев возглавил новое Министерство экономического развития и торговли, а Борис Колесников — созданное на базе Минтранспорта и связи Министерство инфраструктуры. «Можно говорить о безусловном усилении позиций Андрея Клюева, поскольку он теперь будет отвечать за всю экономическую политику в стране. В выигрыше также и Борис Колесников, который, помимо программ Евро-2012, получил в свое ведение транспорт и связь», — заявил директор Института Горшенина, политолог Владимир Фесенко.
Кроме статусных дивидендов и усиления влиятельности, новые назначения подкреплены экономической составляющей. Министерства, которые возглавили Клюев и Колесников, смогут аккумулировать наибольшие ресурсы во всем правительстве Николая Азарова.
В частности Министерству экономического развития и торговли подчинено рекордное количество агентств и госкомитетов. К тому же под контроль Клюева переходит и Госрезерв и Госагентство по инвестициям и управлению нацпроектами.
Не менее значимой функцией министерства станет надзор за соблюдением процедур государственных закупок, объем которых ежегодно оценивается от 120 до 150 млрд. грн. «Влияние Клюева еще больше усилится, если власть захочет переписать закон о тендерных закупках», — прогнозирует экономист международного Центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Миллиардными суммами будет распоряжаться и новосозданное Министерство инфраструктуры во главе с Борисом Колесниковым, в которое вольется Министерство транспорта и связи. «Минтранссвязи всегда было одним из самых богатых министерств — и в плане ресурсного обеспечения, и в плане финансирования, и даже самофинансирования», — подчеркнул Фесенко.
О том, что новосозданное Министерство инфраструктуры будет осваивать львиную долю госбюджета, стало понятно уже в пятницу, когда Бориса Колесникова, назначенного руководителем ведомства, представляли коллективу. На собрании он сообщил о ближайших планах ведомства — реконструировать аэропорты Запорожья, Одессы и Симферополя, а также восстановить инфраструктуру областных аэропортов. Кроме того, будет полностью модернизировано железнодорожное сообщение благодаря контракту с Hyundai на поставку скоростных поездов.
Увеличило казну Министерства инфраструктуры и переподчинение ему «Укравтодора». Государственная автомобильная служба всегда щедро финансировалась, но в 2011 году бюджет ведомства будет увеличен на целых 85,5% по сравнению с 2010-м — до 13,7 млрд. грн. И это не считая почти 1,5 млрд. евро кредитов, привлеченных компанией. Существенно увеличатся расходы ведомства Бориса Колесникова и за счет курирования им подготовки к чемпионату Евро-2012. На целевую программу подготовки к первенству в 2010-2012 годах выделено 142,5 млрд. грн., львиная доля из которых должна быть освоена в следующем году. Кроме того, предусматривается привлечь еще 71 млрд. грн. у инвесторов.
Нажмите, чтобы увеличить
Будущее госкомитетов
Помимо изменений, коснувшихся министерств, «метла» административной реформы прошлась и по большинству государственных комитетов и администраций. Часть из них будет попросту ликвидирована, другие будут переподчинены или реорганизованы. При этом большинство опрошенных «ДЕЛОМ» представителей госкомитетов находятся в растерянности и не обладают даже минимальной информацией о том, как будет происходить процесс ликвидации и реорганизации их ведомств и сокращения сотрудников. «Решение о реорганизации министерства было очень неожиданным как для руководства, так и для рядовых сотрудников. Сейчас люди весьма взволнованы и пытаются понять, кого из них будут увольнять. Борис Колесников на встрече заявил, что будет сокращено 30% сотрудников министерств и ведомств», — сообщили «ДЕЛУ» в Минтранссвязи.
Более других не повезло ликвидируемым комитетам и их структурам. К их числу относятся Госкомитет по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору. Его функции будут возложены на Госслужбу горного надзора и промышленной безопасности и Госинспекцию техногенной безопасности. По словам заместителя главы комитета Степана Дунаса, никакой дополнительной информации по поводу ликвидации в комитет пока что не поступало. В Высшей аттестационной комиссии от комментариев отказались, сославшись на то, что ждут разъяснений от Кабмина. Наибольший резонанс вызвала ликвидация Госкомпредпринимательства, однако глава ведомства Михаил Бродский не склонен драматизировать. «Я всегда говорил, что комитет не нужен, что это придуманная структура. Единственная проблема — нужно закончить дерегуляцию», — написал он в своем блоге. При этом Бродский отметил, что без работы не останется и даже думает о варианте перехода в Министерство экономического развития и торговли. Подчиненные Бродского не так хорошо осведомлены о своем будущем. Также позитивно оценивают решение президента и в ликвидируемом Госкомитете по делам национальностей и религий. «В этом решении есть рациональное зерно. Государство пытается убрать ведомства, функции которых дублируются, и сконцентрировать все «родственные» направления в руках одной, а не нескольких структур, как это было ранее. Так, организацией этнофестивалей занимались и мы, и Минкультуры и туризма. Также наш комитет занимался вопросами беженцев, трудовые мигранты находились в ведении Минтруда, а нелегалы — МВД. Теперь всеми мигрантами будет заниматься Единая миграционная служба», — сообщил «ДЕЛУ» источник в комитете.
Неопределенной остается судьба Госкомтуризма, который ранее находился в ведении Министерства культуры и туризма. В своем указе президент не назвал ведомство ни в списке ликвидируемых, ни в списке тех органов исполнительной власти, которые продолжат работу. В самом комитете неофициально сообщают, что вероятнее всего, ведомство ликвидировано не будет, а просто перейдет под крыло Министерства инфраструктуры.
Станислав Яблонский, Анна Ковальчук, «Дело»