На каких основаниях Украина может обратиться в Страсбургский суд с иском к «Газпрому»

В последнее время из уст украинского руководства звучат заявления о возможном обращении в международный суд с целью пересмотра газовых контрактов с Россией.

«Дело» анализирует на каких основаниях Украина может подать иск к «Газпрому»
  Увеличить картинку
Дело Тимошенко
 
Первым основанием для обращения Украины в Страсбургский суд может стать признание экс-премьера Юлии Тимошенко виновной в нарушении украинского законодательства при заключении газового договора с Россией.
 
Однако, по мнению первого секретаря посольства Германии в Украине Тани Байер, у такого основания обращения в суд нет никакой перспективы.
 
«Я как юрист могу сказать, что с точки зрения международного права, даже если национальные законы были нарушены, это не влияет на международное право и статус этих (газовых) соглашений», – сказала Байер во время круглого стола в институте Горшенина.
 
Реструктуризация или ликвидация НАК «Нафтогаза»
 
Другим основанием для обращения в международный суд может стать реструктуризация или ликвидация НАК «Нафтогаз Украины». В частности, о планах реформ государственной нефтегазовой компании заявляли премьер-министр Николай Азаров и глава профильного министерства Юрий Бойко.
 
По словам энергетического эксперта Александра Нарбута, в частности, исковое заявление может строиться на том, что «кабальные» договора с Россией привели к материальному ущербу и, как следствие, к ликвидации «исчерпавшей себя» компании.
 
«Мы можем обратиться в Стокгольмский суд с требованием возмещения материального ущерба, который понес НАК «Нафтогаз» в связи с контрактом», – сказал Нарбут.
 
По его мнению, Украина имеет полное право и возможность ликвидировать компанию, которая как бизнес не выполняет возложенные на себя обязательства.
 
«Компания не должна ликвидироваться ради контрактов. Не в этом цель. Смысл – создание других условий функционирования сектора, конкурентных, на которых могут сталкиваться интересы потребителя и разных поставщиков, инфраструктурные возможности для диверсификации поставок газа», – сказал эксперт.
 
В свою очередь руководитель группы экономического сотрудничества посольства России в Украине Алексей Урин уверен, что реструктуризация или ликвидация НАК «Нафтогаз Украины», а также обращение в Страсбургский суд на любых основаниях не повлечет за собой негативных последствий для России.
 
«Прекращение существования НАК «Нафтогаза Украины» как юридического лица, не повлечет за собой прекращение действия контракта, поскольку договором предусмотрен правопреемник», – считает российский дипломат.
 
Доказать то, что украинская компания понесла убытки будет также очень сложно. Газовое соглашение, по словам Урина, составлено в соответствии с европейскими стандартами, а формула украинской цены на газ не отличается от формулы европейской.
 
Нерыночная цена
 
Третьим поводом обращения Украины в суд может служить несоответствие цены на газ для Украины рыночным ценам. Такая норма предусмотрена пунктом 4.4 газового соглашения.
Согласно данным энергетического эксперта Центра Разумкова Владимира Омельченко, если не учитывать скидку в $100 в рамках «харьковских соглашений», цена российского газа для Украины выше, чем для той же Польши и Германии.
 
«Мы сегодня закупаем газ у России по цене $454 за тыс. куб. м. минус $100 в рамках «харьковских соглашений». Для Польши цена около $420, для Германии дешевле – $402», – сказал эксперт «Делу».
 
Какую цену действительно платит Польша, Германия или любой другой покупатель российского газа в Европе узнать фактически невозможно – контракты с Газпромом засекречены.
 
В свою очередь Урин заверяет, что цены на газ в Украине ниже рыночных.
 
«Стоповые цены на газ в Европе известны, они значительно выше той цены, по которой сегодня газ покупает Украина. Даже без «скидки» в $100 стоповая цена сопоставима с ценой газа для Украины», – утверждает дипломат.
 
Европейская надежда
 
Конечно, позиции Украины в развязывании судебной тяжбы с «Газпромом» были бы значительно сильнее при поддержке ЕС. Однако европейские партнеры, как всегда, сохраняют безопасную дистанцию.
 
«Я думаю, что новой газовой войны быть не может. Мы верим в наших партнеров. Все вопросы должны решаться в правовом поле. Стороны должны придерживать достигнутых договоренностей. Об этом заявляло руководство Украины и России», – заявила Байер.

You may also like...