Может ли СБУ инициировать повторный осмотр грузов на таможне? Комментарий юриста
Партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзар в комментарии «Делу» рассказала о правах импортеров при прохождении ими таможенных осмотров грузов.
Формально задерживает грузы для проведения осмотров и повторных осмотров не СБУ, а таможня. Хотя причиной таких действий таможенников часто является указание СБУшников. Последние принимают участие в таможенных процедурах на основании норм Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью». Данный закон позволяет сотрудникам спецподразделений по борьбе с организованной преступностью СБУ по письменному распоряжению руководителя соответствующего подразделения входить в зоны таможенного контроля. Что конкретно сотрудники СБУ могут делать в зонах контроля и как они должны это делать, законом не определено.
«На практике сотрудники СБУ, руководствуясь данным законом, предписывают таможенному органу проводить осмотр или повторный осмотр товаров или транспортных средств, формулируют задачи такого осмотра. Четких правовых оснований для таких указаний СБУ законом не предусмотрено. Однако импортер взаимодействует не с СБУ, а с таможней, а основания для проведения осмотров и повторных осмотров, независимо, проводятся ли они по инициативе или с привлечением СБУ, законодательством регламентированы», – утверждает Оксана Кобзар.
По словам эксперта, согласно таможенному кодексу, оформление осуществляется в течение суток с момента предъявления товаров и транспортных средств, подачи всех необходимых документов и сведений.
В то же время 13 октября 2010 года таможней был издан приказ №1205, которым установлено, что осмотр должен быть проведен в течение 2 часов. Если же осмотр проводится с участием представителей СБУ, то сроки осмотра не установлены, как и в случае, если осмотр проводится повторно. По приказу №1205 сроки выполнения всех процедур составляют 2 часа. «На практике этот показатель очень часто существенно превышается», – замечает эксперт.
Юристы утверждают, что импортерам следует хорошо знать процедуры и использовать свои права. В частности, порядок проведения комментируемых таможенных процедур, какие документы должна получить компания-собственник груза, на каких основаниях превышаются те же «2 часа» и в каком документе это зафиксировано. «Проведение осмотра – право, а не обязанность таможенных органов. Процедура осмотра и повторного осмотра товаров и транспортных средств регламентирована статьей 55 ТКУ и приказом таможни №314 от 20.05.2005. Важно понимать, что для проведения осмотра должны быть основания – соответствующие задачи таможенного контроля. Задачи осмотра должны быть четко определены. Кроме того, постановлением КМУ №320, которое было издано как ответ на проблемы контейнерных перевозок, предусмотрена обязанность инициаторов таможенного осмотра возмещать затраты на его проведение в случае, если в результате осмотра не будет выявлено нарушений законодательства», – напоминает Оксана Кобзар.
Результатом осмотра должен стать акт, который должен содержать информацию об основаниях проведения осмотра. Принимая во внимание возможность дальнейшего обжалования акта, юристы рекомендуют декларантам присутствовать при проведении осмотра, зафиксировав это в акте. А затем – требовать предоставления его копии.