«Прокурорские» продолжают держать за решеткой мужчину, который отмотал 10 лет «за того парня»

Евросуд три года назад признал Станислава Луценко, отсидевшего 10 лет за убийство бизнесмена, невиновным, но он продолжает мотать срок

Луценко в тюрьме в знак протеста зашил себе рот | Запад | СЕГОДНЯ

34-летний Станислав Луценко, который почти треть жизни провел за решеткой, продолжает мотать срок за убийство в Дрогобычской колонии на Львовщине, несмотря на то, что Европейский суд еще три года назад признал его невиновность, а Украина согласилась с этим решением и даже выплатила ему компенсацию в 2 тыс. евро. В знак протеста мужчина зашивал себе рот. Опытные юристы в шоке: с такими ужасами они сталкиваются впервые за свою практику. Журналисты «Сегодня» побывали в колонии № 40 Дрогобыча, где им устроили свидание со Станиславом, чтобы услышать его версию злоключений.

Уроженец Макеевки Донецкой области Станислав Луценко — не типичный «экземпляр» для узника с 10-летним стажем: грамотная речь, интеллигентные манеры, живые глаза. Не «разводит» на жалость, но исполнен собственного достоинства.

«Я был 18-летним мальчишкой, когда меня обвинили в том, чего не совершал, — рассказывает «Сегодня» осужденный. — 13 ноября 1995-го я ждал друга у ж/д моста на окраине Донецка. И оказался невольным свидетелем убийства: двое мужчин расстреляли третьего, я испугался и бросился наутек. Позже оказалось, что там был убит местный бизнесмен. Люди поговаривали, что это якобы бандит Михась-младший, родственник Михася (кличка Сергея Михайлова, лидера Солнцевской братвы, промышлявшей тогда в Москве. — Авт.) — тогда были лихие 90-е. А уже через пару дней из случайных свидетелей меня «переименовали» в организатора и исполнителя заказного убийства. Да я и пороху тогда не нюхал, в армии не служил, с криминалом не связывался, учился в универе, подрабатывал. Какой из меня киллер? Но милиция нашла «мальчика для битья».

Водитель погибшего сначала признался, что якобы заказал шефа, а Луценко согласился его убить за 12 тыс. долларов. Но уже через три дня «заказчик» пожаловался в прокуратуру, что милиция угрожала ему расправой, если тот не свалит вину на Луценко.

Тем временем Станислава, по его словам, пытали в СИЗО, выбивая признание. Но после дополнительного расследования Донецкий облсуд оправдал Станислава, а сам он уехал в Узбекистан, устроился на тракторный завод, стал членом совета директоров. И даже не подозревал, что на родине отменили оправдательный приговор, а его объявили в розыск.

«В 2002-м, в 25 лет, пошел в украинское посольство, чтобы поменять фото в паспорте. Там меня арестовали», — вспоминает узник. Суд признал достоверным обвинение шестилетней давности и дал ему 13 лет (взяли те же показания экс-водителя убитого бизнесмена, сам водила бесследно исчез еще в 96-м). Луценко пожаловался в Европейский суд.

«И когда в декабре 2008-го в Страсбурге признали, что меня осудили несправедливо, тюремщики начали мстить, мол, умный нашелся, — вспоминает наш собеседник. — Били, не передавали лекарств, не давали встречаться с адвокатами и родными, подбрасывали запрещенные вещи. В знак протеста я объявил голодовку и зашил себе рот, чтобы меня насильно не кормили».

Луценко говорит, что иголку с ниткой попросил у дневального (это не запрещено), и боли не боялся — столько уже всего пережил. Это произошло ровно год назад — в Дзержинской колонии Донецкой области. По версии тюремщиков, мужчина изувечил себя с целью давления на администрацию зоны, дескать, он лжец и лицемер. Узника никто не лечил — раны заживали сами, а Луценко тем временем оказался в Дрогобыче.

ДЕЛО — В ВЕРХОВНОМ СУДЕ

Однофамильца экс-министра внутренних дел кидали из одной зоны в другую. Всего он поменял семь тюрем, хотя не был злостным нарушителем. В последнем «пристанище», Дрогобычской исправительной колонии, признается узник, его не обижают. Дело Луценко должен пересмотреть Верховный суд.

«Только тогда сможем его выпустить. У нас больше тысячи осужденных, многие пишут апелляционные жалобы», — сказал нам Вадим Кутовой, начальник Дрогобычской исправительной колонии, в которой Луценко разрешили подать документы на досрочное освобождение за хорошее поведение (ведь не известно, сколько еще ждать решения ВС).

В мае этого года Дрогобычский горсуд постановил отпустить Луценко, но прокуратура опротестовала это решение, мол, когда-то у заключенного находили запрещенные деньги и мобилку.

«Меня преследовали за то, что отстаиваю право на свободу. Система воспринимает это как личное оскорбление, — так объясняет волокиту сам Луценко. — Признайся я в совершении убийства, то уже бы, наверное, был на свободе. Если не освободят досрочно за хорошее поведение, то мне светит еще не один год мотаться по тюрьмам».

«ЕМУ ДОЛЖНЫ ЗА КАЖДЫЙ ДЕНЬ В ТЮРЬМЕ»

«Украина обязана выполнять решения Европейского суда (в 1997 г. мы ратифицировали Европейскую конвенцию о защите прав человека, которая стала частью национального законодательства). В противном случае нам грозят санкции от Европы», — говорит доцент кафедры европейского права ЛНУ им. Франко Владимир Мотыль.

Как считает львовский адвокат и правозащитник Олег Мыцык, Луценко мстят за то, что он отстаивал свою правоту в Европе. «Пересмотр дела искусственно затягивают. Система, которой присуща круговая порука, не хочет признать ошибку», — говорит юрист. По его словам, когда Верховный суд пересмотрит дело Луценко, ему должны будут заплатить еще одну компенсацию за каждый день в тюрьме.
 

You may also like...