Главу ОВД Кисловодска отстранили от работы за дебош в клубе
Игорь Артюхов. Фото с сайта stavropolye.tv
В середине ноября в клубе «Снежный барс» в Кисловодске прошла полицейская зачистка, направленная отнюдь не на обеспечение общественного порядка. По предварительным данным, начальник городского ОВД Игорь Артюхов выгнал из заведения всех посетителей, чтобы они не мешали ему отдыхать с друзьями. Полиция и прокуратура проводят в связи с инцидентом проверки, Артюхова временно отстранили от работы.
Игорь Артюхов начинал службу милиционером патрульно-постовой службы, затем работал участковым, потом стал начальником милиции общественной безопасности ОВД по Благодарненскому району Ставропольского края, потом — главой того же ОВД, потом — начальником отделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства… Кроме того, он был в командировке в Чечне, где получил ранение. За время подъема по карьерной лестнице Артюхов вскользь упоминался в СМИ лишь
однажды — в связи с убийством двух студентов в 2007 году. Журналисты поспешили назвать это преступление «Ставропольской Кондопогой», однако широкого резонанса эти события так и не приобрели.
А в 2009 году Артюхова назначили главой ОВД Кисловодска. Депутаты городского совета рассказали газете «Коммерсантъ», что новый начальник милиции с самого начала стал вести себя неоднозначно. Он использовал патрульные автомобили для сопровождения своего личного кортежа, а также, по некоторым данным, заставлял милиционеров охранять магазин своей знакомой. Анонимный бывший сотрудник МВД в беседе с «Комсомольской правдой» описал Артюхова кратко: «Любит покрасоваться, показать свою власть». Неназванный местный житель добавил к портрету еще одну черточку: «В ГИБДД у нас полный хаос. Мало того, что водители ездят на красный, гоняют как бешеные и ставят машины на парковку на пешеходном переходе. Около десяти процентов машин вообще ездят без номеров, причем обнаглели настолько, что вместо номеров вешают таблички с арабской вязью или просто на заднем стекле \’Дагестан\’». «КП» действительно удалось сфотографировать на улице как минимум одну такую машину.
В мае 2011 года на Артюхова
пожаловался Рашиду Нургалиеву пенсионер МВД Сергей Кущенко. Пенсионер заявил, что его сын Александр Кущенко и другие выпускники ведомственного вуза долгое время числятся исполняющими обязанности оперуполномоченных уголовного розыска ОВД Кисловодска. Молодые сотрудники девять месяцев не могли избавиться от приставки «и.о.», так как им не спешили давать доступ к секретным документам. Причем это было связано не с какими-то высшими соображениями, а с элементарной халатностью сотрудников отдела кадров. «О данной ситуации на протяжении всего времени знает все руководство ОВД по Кисловодску, но судьбы молодых лейтенантов их не волновали и не волнуют. На сегодняшний день руководство волнует только одно: как остаться руководителем в полиции», — заключал Кущенко-старший.
Автор жалобы очень точно уловил настроение, царившее в ту пору в милиции Кисловодска (да, пожалуй, и всей России). Все сотрудники МВД думали только о том, чтобы пройти переаттестацию в полицейских. Артюхов, наверное, не был исключением. Однако подготовиться к испытанию как следует он не сумел.
На переаттестацию руководящих кадров в июне 2011 года пригласили журналиста «Российской газеты», который впоследствии описал экзамен Артюхова в стиле хорошего фельетона. По свидетельству журналиста, глава ОВД сначала попытался заглянуть в «шпаргалку» — текст закона «О полиции», но его одернули. Затем он в ответ на вопрос о 12 основных направлениях деятельности полиции смог назвать только одно направление: «Действовать во взаимосвязи с федеральными органами». Ответ был засчитан, хотя справедливости ради стоит отметить, что в соответствующей
статье закона такой пункт не указан.
Ну, а дальнейшую проверку знаний Артюхова в школе или институте назвали бы «вытягиванием на троечку» — наводящие вопросы, приближение формулировок к повседневной практике… Напоследок главе ОВД сказали: «Вам необходимо усилить как самоподготовку, так и работу с личным составом, в дальнейшем результаты не снижать, а по отдельным направлениям повышать». Тем не менее, переаттестацию сочли пройденной. Артюхов стал полковником полиции. Местная пресса
отрапортовала: «На прошедшей в краевом центре аттестации руководители отдела достойно выдержали проверку, подтвердив свой профессиональный уровень».
А уже через несколько месяцев произошли события, из-за которых Артюхов вполне может расстаться с погонами. Когда точно это случилось — неясно. Некоторые СМИ называют дату 10 ноября, некоторые — 13 ноября. А вот место действия определено точно — это клуб «Снежный барс» на въезде в Кисловодск.
По предварительным данным, Артюхов приехал в клуб вместе с другом детства, а также с несколькими гостями из соседней республики. Из какой именно, СМИ не уточняют, поэтому остается лишь перечислить все республики, граничащие со Ставропольским краем: Калмыкия, Дагестан, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия. По некоторым данным, гости полковника также имели отношение к правоохранительным органам.
Артюхову показалось, что в «Снежном барсе» собралось слишком много народа, поэтому он приказал посетителям покинуть помещение. Поскольку многие люди не повиновались, глава ОВД вызвал на помощь подчиненных. Прибывшие полицейские вывели из клуба 30-50 упрямцев. По одним данным, их ненадолго доставили в отделение, по другим данным — освободили прямо во дворе. Так или иначе, Артюхов с друзьями остался в заведении в гордом одиночестве. Скучать полковник не стал. Он заказал стриптиз и, как стало известно СМИ, дал танцовщицам возможность очень хорошо заработать в эту ночь.
Примерно через неделю информация о дебоше в клубе просочилась в прессу. Сначала было объявлено, что кто-то из выгнанных посетителей оказался сотрудником прокуратуры. Якобы прокуроры направили соответствующую жалобу на имя Нургалиева. Вскоре прокуратура официально опровергла причастность своих сотрудников к инциденту. Однако некоторые СМИ до сих пор пишут, что изгнанные посетители работали в некоей правоохранительной структуре (правда, в какой именно, теперь не уточняется).
МВД и прокуратура начали в связи с инцидентом проверки. 25 ноября ГУ МВД по Ставропольскому краю временно отстранило Артюхова от работы. «Он отстранен от исполнения служебных обязанностей, потому что события, о которых говорят в СМИ, — резонансные», — пояснил журналистам начальник пресс-службы ГУ МВД Евгений Арнаутов. Временно исполняющим обязанности главы ОВД назначен заместитель Артюхова, Виктор Деменко (который в 2009 году уже
выступал в местных СМИ как глава ОВД). В некоторых изданиях появилась неофициальная информация о том, что Артюхов якобы уже ушел в отпуск с последующим увольнением. Соответствующее заявление написано, но не подписано руководством. Будет ли на нем поставлена подпись — зависит от результатов проверок.
К сожалению, сам Артюхов до сих пор не прокомментировал ситуацию. Между тем, он наверняка мог бы сказать что-то любопытное. После переаттестации полковник показал себя мастером оправданий — он сказал журналисту «РГ», что его незавидный уровень подготовки объясняется слишком быстрым вызовом в кабинет. По словам Артюхова, он думал, что пойдет экзаменоваться третьим, а его вызвали вторым. Вот и сейчас он вполне мог бы выступить с объяснениями в таком же «школьном» духе. Например: «Они первые начали!» Или: «Я больше так не буду!»