Эстония не хочет предоставлять убежище политическим беженцам из Украины
Пара политических активистов, входящих в оппозиционную партию Украины, борется за то, чтобы их не выслали обратно на родину, где они опасаются репрессий властей.
«Мы активно занимались перед последними выборами политической агитацией за партию Юлии Тимошенко», – рассказали мужчина и женщина, пожелавшие в целях безопасности сохранить анонимность и которые находятся сейчас в центре для ожидающих предоставления убежища в Иллука.
«Мы из партии Тимошенко. Хотим, чтобы Украина стала европейским государством, поддерживаем интеграцию с Европейским союзом и НАТО», – пояснила женщина.
«Нынешний президент Янукович не желает интеграции, предпочитает отношения с Россией. В государстве действуют криминальные структуры, аппарат министерств руководит всем. Всех, кто мыслит иначе, всех оппозиционеров репрессируют».
У женщины отняли паспорт Украины, что сделало ее жизнь на Украине сложной. Она не может работать, получать медицинскую помощь и не имеет никаких социальных гарантий. С одним из ее близких связан и случай убийства.
Все началось с малого. «Например, захотели оставить без квартиры. Идти было некуда. Министерство внутренних дел подчиняется другой партии. Все ведомства политизированы», – подвела женщина итоги.
«Я боюсь за свою семью, за дочь, которая по-прежнему живет на Украине. Из последней беседы с дочерью узнали, что органы внутренних дел, милиция, интересуется нами и расспрашивает о нашем местонахождении, – говорит женщина. – Мне угрожает реальная опасность, я была непосредственной свидетельницей нарушений прав человека».
Боится возвращаться домой
«На выборах в 2010 году работал наблюдателем в Черкассах, – рассказал мужчина. – По закону мы должны были ежечасно подавать отчеты о нарушениях. Однако полиция сказала, что если увидим нарушения, нельзя никуда обращаться. Когда происходил подсчет голосов, там было много испорченных бюллетеней. Они были зачеркнуты. Но нам приказали все равно засчитывать их за Януковича. Мы с этим не согласились».
«На соседнем избирательном участке произошел инцидент, завершившийся смертью, когда не подчинявшемуся приказам человеку разбили голову», – добавила женщина. Они показывают свои удостоверения избирательного участка, их имена как наблюдателей вместе с адресами напечатаны в местной газете.
«Меня с другом задержала полиция, продержали 24 часа, издевались. Раны на руках сохранились до сих пор, – говорит мужчина и показывает руки. – В спортивном зале связали руки за спиной и подвесили на лестнице на стенке, висел там на руках, носки ног еле доставали пола. В семь часов вечера задержали, отпустили в девять утра. Нас обвиняли якобы в других делах – наркопреступлениях, а не в политической деятельности».
После этого они больше не осмеливались возвращаться домой. «Пошли к родственникам. Отдали свои загранпаспорта для оформления виз. Самой дешевой и быстрой была виза Эстонии», – пояснили они как оказались в Эстонии, добавив, что ранее ничего особенного об Эстонии не знали и оказаться здесь вовсе не входило в их планы.
Голландия выслала в Эстонию
«Отправились прежде всего в Польшу и оттуда дальше в Голландию. Пробыли там год и попросили убежища, но они все-таки вынуждены были выслать нас в Эстонию, поскольку у нас была эстонская виза. В Голландии автоматически получили бесплатно адвоката, который помог нам вести дела», – рассказала женщина.
«Когда попали в Эстонию, нас отправили в Иллука, но адвоката здесь не дали, хотя мы и просили об этом. Сказали, что адвоката получим только если наше прошение о предоставлении убежища будет отклонено», – добавил мужчина.
В январе департамент полиции и пограничной охраны решил отказать паре в предоставлении убежища. Согласно решению, они не предоставили достаточных свидетельств о том, что им опасно возвращаться на Украину. После вынесения решения мужчина и женщина связались с Центром по правам человека в Эстонии и через него вышли на юридического представителя, который сейчас помогает обжаловать решение в административном суде.
Мужчина из Украины жалуется и на то, что его, по сути, вообще не выслушали. Задали только письменные вопросы, из шести вопросов половина касалась отношений пары между собой. В своих ответах они не смогли подробно рассказать о своем тяжелом положении.
Правовой эксперт: с правовой помощью проблемы.
Права беженцев отстаивают в основном добровольные объединения и главным образом на основе проектов, отметил младший эксперт по правам Центра по правам человека Анни Сяэр. «С получением правовой помощи проблемы, – сказала она. – В центрах для ходатайствующих о получении убежища следовало бы создать систему, когда им сразу бы выделяли представителя, который помогал в ведении ходатайств. Во-первых, ходатайствующие об убежище не знают эстонского языка, а прошение должно быть на эстонском. Да и решения суда для ходатайствующих трудно понимаемы – их трудно понять и владеющим эстонским языком, не являющихся юристами».
Департамент полиции: мы не можем ходатайствовать о правовой помощи.
«Для сбора информации о стране происхождения мы используем рапорты международных организаций, например, информацию департамента высшего уполномоченного по делам беженцев ООН. При вынесении решения о предоставлении убежища большую роль играет и информация, полученная от самого человека. Отрицательный отзыв может последовать, если выяснится, что целью ходатайствующего на самом деле является переезд в Эстонию по другим причинам, в том числе для поиска работы или улучшения жилищных условий, ходатай не предоставляет свидетельств того, что у него есть основания опасаться преследований, – пояснила главный эксперт отдела гражданства и миграции Эллен Лебедева. – Ходатайствующего о получении убежища знакомят с его правом на получение правовой помощи. В связи с ограничениями по обработке личных данных департамент полиции и пограничной охраны не может обратиться от имени ходатайствующего для получения правовой помощи».
Кадри Ибрус (Kadri Ibrus) Eesti Päevaleht
Перевод: Хейно Сарап ИноСМИ
Tweet