Березовский против Абрамовича: а если бы в России?

Судья Глостер фактически признала, что Березовский и Абрамович могли бы судиться по российскому праву. По понятным причинам они этого не сделали

В минувшую пятницу был опубликован текст сводного резюме полного решения (executive summary of the full judgement) судьи Элизабет Глостер по делу «Berezovsky v Abramovich». 

Каково мое мнение по этому поводу? Если коротко — досадно. Из сводного резюме понятно, почему английский суд признал свою юрисдикцию рассматривать дело. Березовскому предоставлено политическое убежище в Великобритании, и если бы у него не было этого статуса, то суд свою юрисдикцию мог бы и не признать. Но все равно досадно, что два богатых российских гражданина (или, во всяком случае, люди, которые разбогатели именно в России) судятся по поводу своих взаимоотношений, которые происходили на территории России и по российскому праву, но делают это в английском суде.
 
Вдвойне печально то, что я с трудом могу представить себе человека уровня Абрамовича, Березовского или Волошина прилежно дающим показания в российском суде общей юрисдикции первой инстанции по гражданскому делу. Вернее сказать, не могу представить себе причину, которая заставила бы их это сделать. Не посылать представителя, не подписывать заявление у нотариуса, а самим лично явиться и ответить на вопросы. А тут — ничего, ходят и выступают.
 
Судья написала, что в данном деле вопросы права практически не рассматривались, судье пришлось в основном оценивать фактические обстоятельства дела (заключались ли когда-либо те устные соглашения, о которых говорит Березовский, или их никогда не было). Очевидно, что судья постаралась в сводном резюме не высказываться по вопросам права (в том числе и российского), однако местами все же не удержалась и высказалась. Например, в параграфах 56 и 65. Занятно, что в обоих случаях речь идет о допущениях. В параграфе 56 судья написала, что если бы соглашение 1995 года между Березовским и Абрамовичем действительно было заключено на условиях, которые описаны Березовским, то такое соглашение было бы недействительным по российскому праву. В параграфе 65 судья указала, что ей нет нужды решать, какое право является применимым, но если бы она все же решала, то решила бы, что это российское право.
 
В полном тексте решения наверняка будет значительно больше мест, в которых судья так или иначе выскажется по вопросам российского права, даже если особой нужды для дела в этом не будет. И это тоже обидно, ведь в российском суде, для сравнения, провести процесс, в котором фигурирует договор, который регулируется иностранным правом, и убедить суд вдумчиво применить его положения — иногда довольно нетривиальная задача.
 
Английские юристы уже сделали и продолжают делать потрясающий бизнес на русских делах в Лондоне. На презентации Лондона как юрисдикции в британском посольстве иностранные юристы приводят как достоинство (sic!) тот факт, что гонорар по делу «Березовский против Абрамовича» может превысить £150 млн. Напоминает старый анекдот: «Я такой же галстук за углом в два раза дороже купил». Возбуждение растет, ведь еще рассматривается дело «Cherney v Deripaska», а сколько еще дел, возможно, ждут своего часа. В пятницу вскоре после появления сводного резюме на сайте суда я поговорил с одним прекрасным английским юристом, который тоже вовлечен в русские процессы в Лондоне. Он предлагал устроить для наших клиентов семинар о том, как это решение может повлиять на перспективы других дел с участием россиян в Великобритании. И мы теперь думаем: интерес-то действительно есть. Клиенты готовы платить английским юристам.
 
Самое забавное, что в российском суде взыскать понесенные клиентом расходы на услуги российского юриста сложнее, чем на услуги английского. Широко обсуждаемым прецедентом стало дело, в котором арбитражные суды постановили взыскать 3 млн рублей, потраченные на российских юристов. Прецедентным стал размер — чтобы суд постановил возместить 3 млн рублей, потраченные на юристов, это очень много и здорово. Обычно цифра колеблется в пределах 100 000 рублей (независимо от того, сколько реально денег на юристов было потрачено). В то же время буквально недавно мне пришлось участвовать в деле, в котором без каких-либо угрызений совести арбитражными судами было взыскано 23 млн рублей, потраченные на английских юристов.
 
Кстати, расходы на юристов для сторон дела «Березовский против Абрамовича» могут еще увеличиться. Скоро выйдет в свет полный текст решения, в котором судья даст оценку всем аргументам сторон, в том числе и сделанным в суде признаниям о фактах отмывания денег и других, возможно противозаконных, деяниях сторон и свидетелей по делу.
 
Впрочем, в решении есть и положительные моменты, хотя и не вполне юридические. Например, для имиджа Абрамовича это просто подарок. Выводы судьи в параграфах 38–43 сводного резюме звучат в его отношении как комплимент. Думаю, что это решение поможет Абрамовичу стать еще более «своим» в Лондоне. И тут опять досадно: «своим-то» он, судя по всему, хочет стать там, а не тут.
 
Дмитрий Черный, адвокат, партнер юридической фирмы «Муранов, черняков и партнеры»

Forbes.ru

 

 

You may also like...