Так случилось, что в течение одной недели мне довелось увидеть братские могилы турок, похороненных в чужой для них севастопольской земле, и погибших шахтеров, упокоившихся в своей, донецкой земле. Контраст меня поразил. Обидно стало за мое государство, живущее только сегодняшним днем и не берегущее память о тех, кто положил жизнь ради его процветания.
В севастопольском районе Дергачи в 2000-х гг. обнаружили останки турецких солдат, погибших в годы Крымской войны 1853—1856 гг. Турецкие власти отреагировали быстро: в живописном уголке Севастополя был возведен белокаменный мемориал, где и перезахоронили прах воинов Османской империи. Чтобы памятник никто не потревожил, там некоторое время дежурила милиция. Ухаживает за территорией нанятый местный житель — мусульманин. В сентябре мемориал посетил премьер-министр Турции Эрдоган.
А что же у нас? На кладбище поселка Красный Пахарь в Донецке находится братская могила шахтеров (среди них 3 женщины), погибших в аварии в 1957 г. на шахте им. Шверника. Много ли надо внимания и средств для поддержания памятника в надлежащем состоянии, вернее, в его восстановлении, т. к. стоит он уже без головы? Или для руководителей шахты им. Горького (правопреемника шахты им. Шверника) и Куйбышевского райисполкома погибшие шахтеры просто отработанный материал?
Это полное боли лицо горняка сколото с забытого
памятника шахтерам, погибшим в аварии 1957 г.
на шахте им. Шверника, и брошено к подножию
постамента
Та же ситуация с двумя братскими могилами шахтеров, погибших в 1957—1959 гг., на Рутченковском поле Кировского района Донецка, — на монументах не осталось никаких опознавательных знаков.
Пос. Красный Пахарь (Донецкая обл.). Могила легендарного школьного учителя,
фронтовика Александра Коржа тонет в бурьяне
Севастополь. Пример заботы о своей истории
показывает Турция. Захоронение солдат
Османской империи, павших во время Крымской
войны, пребывает в идеальном состоянии
В Красном Пахаре в двадцати шагах от шахтеров в 1983 г. похоронен заслуженный учитель УССР Александр Григорьевич Корж, имя которого носит школа №55 Донецка. Фронтовик, прошедший всю войну, горел в танке, после победы стал учителем. Ослепнув из-за ран, он не оставил работу и до 70-х годов преподавал историю и географию в 55-й школе. Ученики так его и звали за глаза — «Слепой».
Помнят ли о нем те, кого он учил, кто в школе его имени сейчас работает и учится? Судя по состоянию могилы — нет! Иначе нашли бы возможность хотя бы раз в десятилетие покрасить очень скромный памятник и ограду, привести в порядок захоронение. Рядом покоится его жена — преподаватель этой же школы, над могилой даже надгробия нет — лишь бурьян.
Их учеником был и нынешний спикер Верховной Рады Владимир Рыбак.
Видимо, прав был булгаковский профессор Преображенский, говоря, что разруха начинается в головах. И сколько бы ни построили стадионов и храмов, духовное состояние общества проявляется в его отношении к своей истории, своим традициям, памяти и долгу — от простого сыновнего до обязанностей руководителей и государственной политики.
Вот так мы и живем, Иванами, не помнящими родства, с короткой памятью, равнодушными ко всему, что не касается личных интересов.
ФОТО АВТОРА
Сергей Алексеевич ХОЛИН, Донецк