Использование зарубежных политтехнологий и политтехнологов в очередной раз подведет Арсения Яценюка?

В 1988 году кандидатом от Демократической партии США на пост Президента США был Майкл Дукакис, который на первом этапе избирательной кампании весьма успешно соперничал с кандидатом от республиканцев Джорджем Бушем-старшим. Однако, в какой-то момент демократ начал сдавать позиции, – в пользу Буша был не только опыт руководства ЦРУ и два срока вице-президентства при Рональде Рейгане, но и несомненный плюс в виде реального участия в боевых действиях против Японии во время Второй Мировой.

Поэтому в заочной дискуссии о перевооружении американской армии Буш, отстаивавший развитие стратегических вооружений, был более убедителен, нежели Дукакис, выступавший лоббистом тактических вооружений «поля боя».

Пытаясь переломить опасную тенденцию, имиджмекеры кандидата от демократов накреативили «ударный» пиар-ход: Майкл Дукакис в полной военной выкладке проехался перед журналистами на броне танка…

… Действительно, существует общее правило, гласящее, что мужчина в военной форме выглядит более привлекательно. Но, при одном условии – если он служил в армии. А никогда не служивший миллиардер Майкл Дукакис выглядел в объективах камер и фотоаппаратов и, соответственно, в сюжетах вечерних новостей и фотографиях утренних газет нелепо. Причем, настолько нелепо, что этот «марш-бросок» не только окончательно и бесповоротно добил президентский рейтинг Дукакиса, но и вошел в учебники по политической рекламе под названием «Танк Дукакиса», став символом результата пиар-акции, диаметрально противоположного от ожидаемого…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ или Причем тут Яценюк до Обамы?

По прочтении Вступления первая часть вопроса – «причем тут Яценюк?» становится риторической: президентская избирательная кампания Арсения Яценюка 2009/10 годов, в которой имиджмейкеры «одели» наружную агитацию кандидата в военный камуфляж и отправили банкира-очкарика «на фронты», вполне сравнима по нелепости и, соответственно, по электоральному воздействию с «Танком Дукакиса».

Разумеется, этот курьез, получивший название «Боевой кролик», уже давно отошел в архив отечественной политической рекламы. И, как справедливо гласит народная мудрость «кто старое помянет…» Вот и Арсений Петрович, судя по всему, старое попытался побыстрее забыть. А зря…

В результате, сегодня изумленных украинцев пытаются заставить поверить в то, что лидер объединённой оппозиции Арсений Яценюк изменил своим гастрономическим предпочтениям и перешёл на питание в придорожных чебуречных. Кроме того, до последнего времени только человек с богатой фантазией мог представить себе Арсения Петровича, с хозяйской любовью обнимающего бурёнку и при этом излучающего буквально детскую радость. Ну, а журналист начал с регулярностью поденщика «случайно встречать» г-на Яценюка то на лекции профессора Фукуямы, то в общем зале аэропорта Борисполь, то в метро, раздающим символику Евросоюза.

Понятно, что за столь радикальной сменой образа стоит появление новой команды имиджмейкеров. И тут мы вплотную подошли ко второй части вопроса – «причем тут Обама?» Дело в том, что, по мне известным данным, новыми «консультантами» Яценюка являются американские специалисты, принимавшие участие в избирательных кампаниях Барака Обамы. Успех последнего до сих пор довлеет над многими украинскими политиками, мечтающими повторить его триумф.

Одним из важных элементов кампании Обамы были так называемые home meetings (дословно – «домашние встречи», а точнее – «встречи в домашней обстановке»), когда кандидат в президенты посещал семьи простых американцев и в непринуждённой атмосфере беседовал с ними о насущных проблемах (под камеры и фотосъемку своего журналистского пула, разумеется). Однако, механический перенос удачного американского опыта в украинские реалии рискует повторить рекорды нелепости кампании 2009/10 гг.

Дело в том, что для левого демократа («либерала» по терминологии Демократической партии и «коммуниста» – на жаргоне Республиканской) Барака Обамы, «поход в народ» не является событием из ряда вон выходящим. Более того, периодически он просто обязан это делать, подчёркивая свою близость к рядовым гражданам, что, для него является довольно естественным с точки зрения укреплений позиций среди базового электората.

Можно reductio ad absurdum новый имидж Арсения Петровича, вспомнить, как супруга 44-го Президента США Мишель посадила в Белом Доме огородик, а для работы на грядках пригласила школьников и представителей 13 индейских племён. Это позитивно сказалось на рейтингах ее мужа, но, согласитесь, породистая Тереза Яценюк будет выглядеть в подобном амплуа нелепо, а, значит, и на электоральные дивиденды ее муж вряд ли сможет рассчитывать.

Но ведь Арсений Петрович, и как личность, и как кандидат в президенты, совершенно не похож на Барака Обаму. И это ни «плюс» и не «минус», это – данность. И здесь самое время вспомнить аксиому: «никогда не выдавай себя за того, кем ты не являешься» или «не впихивай невпихуемое» – в отечественной интерпретации. Если этот закон (из корыстных побуждений) иногда забывает имиджмейкер, то его должен всегда помнить клиент, чтобы не выглядеть нелепо, – со всеми вытекающими электоральными последствиями.

Отбросив вполне справедливые сомнения в целесообразности поиска аналогий, можно попытаться «на конструктиве» предложить Арсению Петровичу образец для подражания среди американских демократов: это, несомненно, Альберт Гор – кандидат в Президенты в 2000 году. Да, формально он неудачник, ибо уступил Джорджу Бушу-младшему в силу особенностей американской избирательной системы и организационных «проколов» избирательной машины Демократической партии. Но большинство избирателей (т.н. «выбор нации») проголосовало за него, несмотря на экономический кризис 1999 года и скандальный отблеск уходящего Билла Клинтона, у которого Гор два срока отбыл вице-президентом. Гор – правый демократ (их иногда называют «депубликанцами» – намекая на схожесть ряда идеологических установок с Республиканской партией) и представитель «высшего класса», т.е. как идеологически, так и социально близок Арсению Яценюку.

Альберт Гор был убедителен, рационален, но несколько скучноват, в итоге сложился достаточно привлекательный для демократического электората образ «отличника», который «знает как». В завершении можно добавить, что Арсений Петрович даже фактурой напоминает Гора, что является еще одним – не основным, но важным аргументом для имиджмейкеров обратить внимание на этот американский аналог.

Но причем здесь Альберт Гор, когда заокеанские имиджмейкеры уже сняли целый ряд роликов с Яценюком, который непринужденно общается с рядовыми украинцами и собирает у них жалобы на чиновников?! Модернизированный «танк Дукакиса» набирает ход в степях Украины!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ в виде Справки «Кто Вы, мистер Голдберг?»

Джо Голдберг, новый имиджмейкер Арсения Яценюка – управляющий директор компании ASGK Public Strategies, имеет более 25 лет опыта работы в сфере государственной и корпоративной стратегии, коммуникаций, СМИ и научных исследованиях. Он руководил или работал советником в многочисленных международных политических кампаниях и «идейных» программах (донесение определенных месседжей) в Европе, Центральной и Южной Америке, а также в Африке.

Г-н Голдберг является управляющим партнером компании «Гольдберг-Кэмпбелл Интернешинал», которая предоставляет консалтинговые услуги и стратегические рекомендации правительствам, политическим партиям и правозащитным организациям по всему миру.

Г-н Голдберг был старшим директором по сбору информации в Корпоративном Стратегическом Офисе Motorola, где отвечал за анализ и сбор информации по конкурентам по всему миру. Работая в Motorola, г-н Голдберг занимался рядом корпоративных и бизнес-функций, включая: кризисные коммуникации, связи с общественностью, развитие бизнеса, венчурное инвестирование, разработки новых продуктов, правовые инициативы и инициативы в области человеческих ресурсов. Г-н Голдберг начал свою карьеру в компании Motorola в 1993 году.

До прихода в Motorola, г-н Голдберг работал в Центральном разведывательном управлении (ЦРУ) в течение восьми лет, где занимался сбором и анализом разведданных. (Ноу комментс!!!)

До этого г-н Голдберг работал в департаменте исследований СМИ и бизнеса в компании Франк Н. Маджид & Партнеры, которая специализируется на исследованиях в области медиа и консультациях.

Был членом Консультационного совета Фонда Национальной Безопасности «Палладин» в 2007-2008 годах.

Был членом Совета Директоров WorldChicago, некоммерческой организации, задача которой состоит в обеспечении взаимного понимания и определения ценности культур посредством народной дипломатии.

Был Председателем Совета директоров Общества Профессионалов Конкурентной разведки ( SCIP ) в 2008 году.

Был Председателем Фонда Конкурентной Разведки в 2007 году.

Получил степень бакалавра политологии, коммуникаций и театрального искусства в Университете штата Айова, и степень магистра гуманитарных наук в Айова в сфере коммуникаций.

Дмитрий Джангиров, Известия в Украине

 

You may also like...