За возврат «ошибочно» отобранной гаишниками машины на штрафплощадке потребовали… 14 тысяч

Инспекторы погрузили легковушку на эвакуатор без ведома хозяйки, и почти неделю женщина думала, что ее «Тойоту» просто угнали

Утром киевлянка Светлана Шеповалова вышла из подъезда и обомлела: на месте, где вчера вечером она оставила свою «Тойоту», стояла чужая машина. Женщина огляделась — автомобиля нигде не было. В голове мелькнула мысль: неужели опять угнали? Дело в том, что «паркетник» Светланы уже исчезал год назад (к счастью, тогда его быстро нашли в лесу под Киевом). Женщина позвонила 102 и сообщила об угоне — приехала оперативно-розыскная группа. Прошло четыре (!) мучительных дня, и вдруг из милиции приходит письмо: замначальника ГАИ Киева сообщает, что «Тойоту» Шеповаловой на эвакуаторе увезли его подопечные, так как транспортное средство находится в розыске согласно постановлению исполнительной службы, датированному 2010 годом. Правоохранителей почему-то не смутило, что постановление было отменено еще два года назад, на основании чего ГАИ в 2011 году уже… возвращала автомобиль владелице!

«На этом автомобиле я ездила в Крым и за границу — ни разу проблем не было»

Причиной предыдущих злоключений Светланы стал неоплаченный штраф в 260 гривен за нарушение правил, выписанный в 2010 году (хотя хозяйка «Тойоты» говорит, что вообще не помнит, чтобы ее штрафовали). В 2011 году автомобиль Шеповаловой остановили сотрудники ГАИ и после проверки документов заявили, что «Тойота» арестована на основании постановления исполнительной службы. Машину, как водится, забрали на штрафплощадку. Светлана поехала в исполнительную службу, погасила долг (проще было заплатить, чем спорить и что-то доказывать), взяла постановление о снятии ареста и отправилась на штрафплощадку забирать автомобиль. Однако там ей сказали, что сначала требуется получить разрешение в Бориспольской ГАИ. Оттуда «перенаправили» по месту жительства в столичную ГАИ.

— Медлительность гаишников объяснялась легко, ведь каждый день пребывания на штрафплощадке обходился Светлане в 200 гривен, — рассказывает руководитель проекта «Дорожный контроль» Ростислав Шапошников. — За помощью женщина обратилась к нам, и мы добились, чтобы сотрудники Бориспольской ГАИ поставили на протоколе задержания транспортного средства печать и подпись, разрешающие забрать автомобиль со штрафплощадки.

Однако хождение по кабинетам заняло десять дней, и на площадке, не моргнув глазом, потребовали со Светланы… 2 тысячи гривен за стоянку. На помощь вновь пришли активисты «Дорожного контроля». Пока пьяный охранник спал, машину удалось вывезти со штрафплощадки.

— С тех пор я постоянно пользовалась автомобилем, — рассказывает Светлана. — Ездила и в Крым, и за границу. Меня останавливали инспекторы ГАИ, проверяли документы. Ни разу не возникло никаких проблем! Как моя машина оказалось в розыске по тому же самому уже давно отменненому постановлению, остается только догадываться.

«Передо мной даже никто не подумал извиниться»

Узнав, что автомобиль снова на штрафплощадке, женщина поспешила в управление киевской ГАИ за объяснениями. Узнав причину, автомобилистка предъявила хранившийся у нее оригинал постановления о закрытии исполнительного производства двухлетней давности. В милиции документы взяли, но снимать арест никто не спешил. Прошел месяц! Устав обивать пороги кабинетов, женщина обратилась к адвокату, который направил письменный запрос гаишникам. Те ответили — документы не получали! В итоге Светлане вновь пришлось обращаться в исполнительную службу, вновь подавать заявление в ГАИ. Но процесс затягивался, и хозяйка машины обратилась в прокуратуру.

— Машину увезли в июне, и только в конце августа удалось убрать ее из списка отслеживаемых, — рассказывает Светлана. — Никто даже не подумал извиниться за ошибку. Да мне было все равно, главное — забрать автомобиль, борьбу за который я вела несколько месяцев. Но на штрафплощадке заявили, что это не имеет значения, что машину арестовали по ошибке. Я должна за ее хранение… 14 тысяч гривен! Обратилась к начальнику Шевченковской ГАИ, сотрудники которой увезли автомобиль. Руководитель выписал распоряжение — выдать машину. Но на штрафплощадке говорят: «Начальник Шевченковской ГАИ? А кто это?» Вызывала по 102 милицию — те заявили, мол, у вас со штрафплощадкой гражданско-правовые отношения, решайте спор в суде.

Светлана пыталась судиться, но затем вновь обратилась за помощью в «Дорожный контроль».

— Мы написали об этой истории в интернете, и машину вернули, — говорит Ростислав Шапошников. — Вместо набежавших к тому времени 20 тысяч гривен на штрафплощадке согласились взять 800 гривен за эвакуацию и 300 гривен за хранение. Как говорится, хоть что-то. Сейчас мы готовим судебный иск к Управлению ГАИ Киева. Ведь на основании такой схемы забрать машину можно у любого — даже если вы имеете решение о снятии ареста и прекращении розыска вашего автомобиля, киевской Госавтоинспекции ничего не мешает ночью приехать к вам домой, забрать машину, а потом заявлять, что они никакого постановления ГИСа (исполнительной службы. — Ред.) не получали. Мотив таких действий — затащить ваш автомобиль на работающую под милицейской «крышей» частную штрафплощадку с тарифом 150 гривен в сутки, и, пока вы будете бегать и что-то доказывать, вам накапает 10—20 тысяч гривен долга.

По словам Ростислава, по закону штрафплощадка не имеет права требовать у автовладельца оплаты. Если автомобиль задержан за нарушение Правил дорожного движения, его согласно Админкодексу обязаны отдать через три дня, причем в кодексе черным по белому написано — «за возвращение временно задержанного транспортного средства не может взиматься плата». Если же автомобиль задерживается гаишниками по линии исполнительной службы (за долги, неоплаченные штрафы), то согласно постановлению Кабмина издержки за хранение транспортного средства несет сама служба, а уже потом в порядке исполнительного производства они взыскиваются с должника, то есть автовладельца. Однако очевидно, что ГИС не станет ничего платить хозяину штрафплощадки, так как ее грабительские тарифы никем не утверждены.

Как сообщают в «Дорожном контроле», недавно МВД попыталось решить эту проблему, подав на утверждение в Минюст проект приказа об утверждении тарифов за эвакуацию и хранение временно задержанных автомобилей (предлагается 750 гривен и 150 гривен соответственно). Однако документ отправили на доработку и согласование с Госслужбой регуляторной политики. Активисты «Дорожного контроля» уверены: этому делу необходимо придать максимальную огласку, иначе водители и дальше будут становиться заложниками частных штрафплощадок.

С просьбой прокомментировать историю Светланы Шеповаловой мы обратились в столичную ГАИ. Но ответа пока не получили.

Тарас Ткачук, «ФАКТЫ»
 

You may also like...