Докажи, что похудел: в Москве гражданина Киргизии судят за резкие перемены во внешнем облике
В следующий понедельник городской суд подмосковного Домодедово вынесет приговор по делу Маратбека Эшанкулова. Гражданина Киргизии судят за то, что он за время работы в Москве… повзрослел и похудел. В результате, когда Маратбек попытался уехать на родину, пограничники не узнали в нем человека с фотографии в паспорте.
За 2,5 года следствия и суда множество должностных лиц согласились с тем, что в паспорте Маратбека Эшанкулова изображен Маратбек Эшанкулов. В числе признавших этот факт и сотрудники киргизского консульства в Москве, и эксперты Минюста, и дознаватель, трижды приостанавливавший расследование, и судья, вернувший дело в прокуратуру. Но снять обвинение с киргизского строителя никто не решается. Правозащитники называют случай хоть и курьезным, но показательным.
Маратбек Эшанкулов приехал в столицу на заработки из родного города Кызыл-Кыя в 2010 году. Тогда ему было 22 года. Он получил временную регистрацию и разрешение на работу, устроился на стройку. Через год Маратбек решил навестить родной город. Но с рейса его сняли: сотрудник пограничной службы, увидев фотографию пухлощекого юноши в его паспорте, усомнился, что документ действительно принадлежит поджарому и повзрослевшему Эшанкулову.
Мужчину отвели в камеру для задержанных. Там он пробыл трое суток, по информации комитета «Гражданское содействие», подвергаясь давлению сотрудников ФСБ: те заставляли его признаться в подделке паспорта. Из аэропорта Маратбека вызволил юрист консульства Кыргызстана в Москве Мырзабек Карагулов: оперативно запросив в паспортном столе города Кызыл-Кыя документы Эшанкулова, он доставил их в аэропорт и убедил сотрудников ФСБ, что Маратбек – действительно Маратбек. За парня вступился и живущий в Москве дядя Эшмурза Идаев, который подтвердил силовикам, что задержанный и человек с фотографии в его паспорте – один и тот же его племянник. Маратбека отпустили. На этом история могла бы завершиться.
Но судьба, а точнее дознаватель ФСБ Александр Татаринов, распорядились иначе. Против Эшанкулова было заведено уголовное дело по статье 322 УК РФ «Незаконное пересечение границы». Теперь Маратбека обвинили не в том, что он использовал чужой паспорт, а в том, что он зачем-то вклеил чужую фотографию в свой. В дальнейшем дело дополнилось еще одним эпизодом: поскольку в 2010 году Эшанкулов въехал в Россию по тому же паспорту, следствие сочло, что границу он нарушил дважды. Из-под стражи мужчину отпустили под личное поручительство дяди Эшмурзы. Из-за невозможности предъявить стражам порядка паспорт с регистрацией, который хранился в материалах дела, Маратбек неоднократно сиживал в полицейских «обезьянниках».
В течение следующего года дознаватель Татаринов трижды приостанавливал расследование: все допрошенные родственники, соседи и знакомые Маратбека были убеждены, что лицо в паспорте – это действительно Маратбек. Усомнились в этом только специалисты ФСБ, которые провели две фотопортретные экспертизы (всего экспертиз за время следствия прошло четыре). На заключениях этих двух экспертиз и строилось обвинительное заключение прокуратуры, утвержденное в ноябре 2012 года.
Первое, что сделал судья Домодедовского горсуда Владимир Макаров, приступив в апреле 2013 года к рассмотрению дела, – исключил из него заключения фотопортретных экспертиз. Оказалось, что проведены они были с грубыми нарушениями: специалисты использовали методику, которая неприменима для изображений лиц монголоидного типа. Суд назначил новые экспертизы в экспертном центре при Минюсте, и все они подтвердили, что на фото в паспорте изображен Эшанкулов. Дело решено было вернуть в прокуратуру.
Новое рассмотрение началось в марте этого года. На этот раз уверенность в вине Маратбека пошатнулась и у гособвинителя. Сотрудник прокуратуры сначала предлагала суду прекратить процесс за истечением срока давности, а потом, попросив приговорить Эшанкулова к штрафу, освободить его от уголовной ответственности. Маратбек и его защита настояли, что их устроит только оправдательный приговор.
Прокуратуре следовало бы отказаться от обвинения, комментирует в беседе с «НИ» адвокат Эшанкулова Филипп Шишов. «Но они не могут признать ошибок из-за карьерных интересов – опасаются, что тех, кто возбуждал и утверждал дело, накажут. А если ошибку признает суд, вынеся оправдательный приговор, представитель гособвинения сможет его обжаловать и сохранить лицо».
Маратбека должны оправдать со стопроцентной вероятностью, говорит «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: «Человека, личность которого установлена, обвиняют в попытке выехать по паспорту на свое имя, вклеив туда чужую фотографию. Это абсолютный абсурд, нонсенс». По словам г-жи Ганнушкиной, ситуация, при всей ее комичности, очень показательна: хотя невиновность Эшанкулова очевидна всем сторонам дела, отказ от обвинения и закрытие дела за отсутствием состава преступления означал бы признание брака в работе правоохранителей, а «система ошибок не признает».// «Новые Известия».
Tweet