Кто и как «пасет» многомиллиардную контрабанду между Украиной и оккупированным Донбассом (видео)

На Донбассе существует "серая зона", где оборот торговли может достигать 35-50 миллиардов гривен.

Тревожные намеки, затишье, которое может подорваться в любой момент, и "серая зона", где идет нелегальная или полулегальная торговля с оккупированными территориями. Вот чем дышит фронт.

"Серая" зона

Огромный анклав этой "серой республики" со своими законами и правилами жизни уже два месяца исследует корреспондент ТСН Алексей Бобровников, говорится в сюжете программы ТСН.Тиждень.

"Черная торговля" с сепаратистскими территориями вышла на новую ступень. Теперь все основные товаропотоки контролируют из Киева и нелегальный бизнес достиг нового уровня.

На тему серой торговли все в зоне АТО говорят с закрытым лицом. Сводные группы по борьбе с контрабандой, вроде расстрелянной группы Эндрю, начали работать только после прямого вмешательства президента. Силовые ведомства слишком медленно реагировали на сигнал к их созданию. После гибели команды Андрея Галущенка (Эндрю) выезды мобильных групп в "серую зону" сократились до минимума.

В "серой зоне" торгуют всем. Контрафактные, поддельные сигареты – оттуда. Качественные – туда. Качественное топливо – сепаратистам. Дешевая подделка – обратно. На первый взгляд в этом нет логики. На самом деле, на территории сепаратистов хватает топлива для военных машин и категорически не хватает для гражданских.

Несколько дней назад в направлении Красноармейск-Карловка-Донецк прошли восемь цистерн с топливом для нужд жителей "ДНР".

Фактически на линии разграничения образовалась настоящая "серая республика", ее бюджет измеряются десятками миллиардов гривен. За очень приблизнини подсчетам экономистов, объем торговли с оккупированной частью Донбасса за первые девять месяцев этого года достигает 35-50 млрд грн.

Их было только трое, кто могли говорить о нелегальных товаропотоках с открытым лицом, – Эндрю, Бармалей, Рой. Эндрю погиб. Второй уволился, третий делает работу молча, без комментариев.

Представители одного из подразделений Вооруженных сил сами вышли на ТСН. Мы говорим не с одним человеком. Их на встречу приехало десять. Все остальные – за кадром, чтобы не светить лицо и не показывать шевронов. Они тоже боятся уже не врага. Они боятся своих.

"Если есть желание, то перекрыть можно все. За один день. Но желания нет ни у кого, потому что – огромные деньги. Начиная от самого начала, как таскать контрабанду начали местные, "наверху" об этом сначала не знали. Информация поступала. И до Киева оно тянулось. Когда мы делали несколько задержаний, то начались звонки из Киева (из киевских СБУ, МВД) – этого отпустить, сюда не лезть", – отмечает боец АТО.

Мужчина рассказывает, что "серые" торговцы "начали более конспиративно работать. Если раньше деньги отдавались четко на блокпостах или объездных дорогах, то теперь четко отработанная схема. Над ними уже стоит один человек, без разрешения которого не провозят. А деньги централизованно заносят в СБУ, пограничникам, в другие структуры. Если раньше стоял на блокпосту офицер, максимум в звании сержанта, то теперь это происходит уже централизованно через "верхушку".

С одним из подразделений Вооруженных сил мы объезжаем территорию, формально контролируемую украинскими военными. На самом деле, дырявая как сито граница с сетью объездных дорог позволяет пересечь "серую зону" без единого блокпоста.

Бойцы показывают тракт, которого нет на картах, – целая дорога, которая проложена через дамбу возле села Гранитное, ведет на "сепарскую" территорию.

Тем временем так называемые "логистические центры", которые призваны побороть контрабанду, открыв возможность открыто торговать с захваченными территориями, работают очень странно. На одном из них ТСН не удалось узнать, каким образом торговцу здесь начать свой бизнес.

Больше подробностей смотрите в сюжете Алексея Бобровникова. 

You may also like...