Зона восстала против «беспредела»

На прошлой неделе под Питером в поселке Металлострой взбунтовалась колония № 5. В зону пришлось вводить подразделения ОМОНа. Руководство ФСИН уже изложило свою версию событий: сидельцев подстрекают уголовные авторитеты с воли. Но есть и другая точка зрения — по другую сторону «колючки»: зэки решились пойти на бунт, потому что терпеть издевательства лагерного начальства уже не могли. Публикуем рассказ одного из заключенных «пятерки».Последняя капля

Самое примечательное в рассказе нашего собеседника-зэка — это даже не издевательства, которым подвергаются, по его словам, заключенные. А поведение начальства колонии в экстремальной ситуации. Когда толпа зэков пошла громить штрафной изолятор, все сотрудники колонии, как один… сбежали за территорию зоны. Кроме тех, кто находился внутри ШИЗО (штрафного изолятора): эти при виде толпы просто заперлись изнутри. Если, конечно, он не врет, наш собеседник. По первой из официальных версий (а их было несколько, и все — взаимоисключающие), массовые беспорядки начались из-за того, что начальство «пятерки» всеми силами хотело установить порядок во вверенной зоне, а зэки очень ему мешали. Отказывались выполнять элементарные требования режима, например, питаться в столовой. — Мы не отказываемся ходить в столовую, — возражает заключенный. — Но там из одних шлемок (мисок. — И. Т.) заставляют есть и нас, и туберкулезников, и ВИЧ-инфицированных. Мы бы ходили в столовую, но там посуду плохо моют. Ситуация, видимо, созревала, а то, что случилось в прошлый четверг, стало последней каплей.

Били «курсанты»

— Все началось после вечерней проверки, в шестом часу, — рассказывает зэк. — Мужики, которые живут в бараке ближе всех к ШИЗО, услышали оттуда нечеловеческие вопли. Кто-то умолял позвать врача… Обитатели барака поняли, что в ШИЗО опять бьют. К этому на зоне давно привыкли. Как и к тому, зачем их вообще бросают в карцер. — Все это делается по приказу зама по безопасности, — заявляет наш собеседник. — Сажают тебя в ШИЗО и там требуют подписать заявление на вступление в «секцию по безопасности и порядку». Ну, то есть стучать «хозяину». Подпишешь — выпускают, нет — оставляют в карцере еще на трое суток и бьют. Так могут до двух недель держать. Но даже на зоне для того, чтобы посадить зэка в карцер, требуется хотя бы видимость оснований, мало-мальское нарушение режима. Поэтому режим в колонии, по словам заключенного, построен так, чтоб его просто невозможно было не нарушить. — В нашем бараке вообще нет туалета, — рассказывает заключенный. — Был на 600 человек 1 писсуар, понятно, что он сломался. Теперь приходится бегать в другой барак. А это уже — нарушение, за которое можно сажать в ШИЗО. В тот четверг зэков, по словам нашего собеседника, били не бывалые зоновские опера, знающие в этом деле толк, а «курсанты» — оперативники-новички. И, видать, чуток перестарались… — Били так, что на парней смотреть страшно, — продолжает зэк. — А когда человек терял сознание — его волокли в прогулочный двор, чтоб на холоде пришел в себя… Крики из прогулочного двора были услышаны в бараках. Собралась толпа, по подсчетам нашего собеседника, человек из семисот. И все двинулись на штрафной изолятор. — Стали сбивать брусьями колючую проволоку на крыше ШИЗО и бить окна, чтобы передать туда мужикам сигареты и чай, — говорит заключенный. — Потом уже просто шли и сметали все на пути. Подожгли будки…

Слово офицера

Остановить зэков, напоминаем, было некому: сотрудники зоны ждали подкрепления за ее пределами. Но через час все стихло само собой. Как раз к этому времени и подоспел спецназ. В присутствии бойцов, рассказывает зэк, начальник ГУФСИН по Петербургу и Ленинградской области выстроил на плацу сотрудников зоны и контингент и дал осужденным «слово офицера» разобраться с нарушением их законных прав. В штрафной изолятор, как говорит зэк, тут же были направлены медики, чтобы оказать помощь побитым и зафиксировать побои. Все это было в четверг. А днем позже, если верить заключенным, их по одному стали вызывать к «хозяину» и заставляли писать объяснения, потом начали бить… Чуть позже по зоне прошел слух: один из зэков повесился. И обстановка вновь накалилась. — Как он мог повеситься, да еще и, как нам сказали, на собственном шарфе, если был в наручниках? — недоумевает заключенный. По его словам, бедолаге просто перебили шейные позвонки палкой. В воскресенье рано утром в ИК-5 снова прибыл спецназ — 500 бойцов. — В 6 утра нас выгнали из бараков, положили на плацу лицом в землю и стали избивать палками. Все это в присутствии начальника ГУФСИН, — рассказывает заключенный.

Потом Владимир Маленчук так объяснял силовую акцию: наводили порядок в учреждении, изымая у заключенных запрещенные предметы, вроде наркотиков и сотовых телефонов. Вот хочешь не хочешь — а спросишь: как попали на зону запрещенные предметы в таком количестве, что для их поиска и изъятия потребовались 500 спецназовцев? Может, не с зэков надо было начинать восстановление порядка в колонии?

Ирина Тумакова, «Известия», специально для «МК» в Питере»

You may also like...