Трудовое рабство в чужих морях

К сожалению, Украина оказалась в числе тех государств, которые невольно выступают поставщиками живого товара для сексуального и трудового рабства в других странах. В разряде дешевой рабочей силы, вынужденной искать работу за рубежом и часто в результате махинаций попадающей в кабалу, числятся и наши моряки. В нынешнем году с подобной ситуацией столкнулись несколько человек из Керчи. В свою страну они смогли вернуться лишь благодаря усилиям Службы безопасности Украины.В последние годы найти работу в Керчи очень сложно. Такие в прошлом гиганты рыбной промышленности, как «Керчьрыбпром» и «Югрыбпоиск», практически находятся на грани банкротства. Вот и приходится бывшим рыбакам-промысловикам искать работу на стороне. Этой ситуацией вовсю пользуются различные фирмы, предлагая нашим морякам потрудиться на иностранных судах. На сегодняшний день в Керчи уже насчитывается 18 таких фирм.

В марте несколько керченских моряков заключили контракт с некоей севастопольской фирмой по найму на иностранное судно «Зей-Дан» с портом приписки Лас-Пальмос. По контракту морякам полагалась приличная зарплата плюс процент от вылова рыбы, в условиях также оговаривалось, что команда должна быть русскоязычной.

Нестыковки начались уже по приезде в Гвинею-Бисау, где стояло судно. Испанско-китайская компания, на которую работала севастопольская фирма, потребовала заключить новый контракт, но уже на английском языке, которым плохо владели моряки. На новых бумагах отсутствовали печать и подписи руководства, не говоря уже о реквизитах предприятия. Кто-то подписал, кто-то нет, но это фактически была пустая формальность. У всех моряков сразу отобрали паспорта, и им пришлось отправляться на судно. Даже внешний вид корабля был далек от того, что показывали морякам ранее на фотографиях. Для «фотогеничности» судно было просто покрашено с одной стороны. А вскоре выяснилось, что «Зей-Дан» вообще исключен из реестра действующих плавсредств, поскольку находится в непригодном техническом состоянии. На судне было разукомплектовано и демонтировано почти все оборудование, не действовала даже радиолокационная система.

По словам наших моряков, когда шел дождь, судно превращалось буквально в решето. На борту отсутствовали пресная вода и свет, негде было постирать белье. Более того, украинские моряки все это время жили впроголодь. От голода их спасали китайцы, составлявшие значительную часть команды. Без паспортов сходить на берег наши моряки не могли, позвонить домой тоже — к средствам связи их не допускали. Поскольку медицинская помощь на судне отсутствовала, у некоторых моряков от грязи начался жуткий дерматит, у других сильно воспалились зубы.

В этом аду моряки жили три месяца, и не просто жили — они работали и регулярно выходили в море на лов рыбы, пытаясь хоть как-то зарабатывать.

Что примечательно, суровый режим на судне поддерживал капитан, который тоже был гражданином Украины. Но будучи одним из ключевых звеньев в этих незаконных схемах, он имел в месяц свои гарантированные $1000 и выполнял все указания иностранного руководства.

Когда моряков все же удалось вызволить и переправить в Украину, начались выяснения отношений с фирмой-посредником. Однако фирмачи «искренне» заявили, что подобный инцидент произошел впервые. Мол, фирма сотрудничает только с солидными партнерами, которые раньше не подводили. По их словам, ответственность за случай с украинской командой должен нести только конкретный испанско-китайский наниматель. Но как раз его привлечь к ответственности практически невозможно. Дело в том, что Украина не является членом Международной федерации профсоюзов работников транспорта. Поэтому нанимая наших моряков, зарубежные фирмы не считают нужным соблюдать нормы международного сотрудничества и законодательства. А защита прав украинских граждан, попавших в кабалу, остается их личной проблемой, ну и разве что проблемой соответствующих украинских правовых организаций.

Материал предоставлен пресс-службой ГУ СБУ в Крыму.

P. S. Для усиления эффективности борьбы с торговлей людьми и оперативного предоставления помощи лицам, попавшим в трудовое и сексуальное рабство, в национальном бюро Интерпола круглосуточно работают «горячий почтовый ящик» Interpol_SOS.mvs.gov.ua и телефонная линия (380 44) 254-98-36. Сотрудники национального бюро Интерпола готовы сразу же оказать помощь, если вы сообщите название страны, место, время, а также в отношении кого и при каких обстоятельствах совершено преступление.

Дмитрий Федоров, Первая Крымская

You may also like...