Как киевлян дурят в супермаркетах

В канун новогодних праздников горожане все больше жалуются на продуктовые магазины. Самый популярный обман – просроченный товар по завышенной цене. «24» выясняла, как отстоять свои потребительские права.Однажды киевлянин Александр Ладыгин купил в магазине кекс, укусил его и… сломал два зуба. Оказалось, в сдобе, кроме изюма, был запечен гвоздь. Да так хитро, что, нарезая кекс тонкими полосками, мужчина его не обнаружил. «Я позвонил на хлебокомбинат, ко мне тут же приехали его сотрудники, во главе с директором по качеству, и привезли огромный кулек ватрушек – в компенсацию за сломанные зубы. Я изумился: как же я их буду есть?! В итоге мне удалось выбить у комбината еще и $500 на стоматолога», – вспоминает г-н Ладыгин. В мае 2007 г. он с друзьями создал ВОО «Якість Життя» и стал ее руководителем.

Срок годности продлевают

Нынче в столице – предновогодний ажиотаж. Посему общественные инспекторы, подготовленные организацией «Якість Життя», вместе с представителями торгово-экономического университета решили пройтись по магазинам. Под видом покупателей они обошли восемь сетей супермаркетов. В итоге положительные оценки (4,5 и 4 балла) получили, разве что, магазин «Країна» в ТЦ «Магеллан» и «О’кей». Тогда как все остальные, включая супермаркеты «Billa», «Велика Кишеня», «Фуршет», «Сільпо», «МегаМаркет», набрали 2,5-3,5 балла. Покупателям продавали залежавшийся товар, стоимость на чеке не совпадала с ценником, а на кассе обслуживали медленно и хамили. «Например, в «Караване» наши инспекторы купили экзотический фрукт тамарилла, цена которого, как выяснилось, менялась трижды: с 7,80 грн до 6,99 грн. Но не это главное: вместе с каждой уценкой ему продлевали срок годности – с 21 ноября до 10 декабря, а затем до 15-го, – рассказывает Наталья Ничипорук, руководитель экспертного центра ВОО «Якість Життя». – А в «Billа» мы приобрели просроченный французский сыр». По словам г-жи Ничипорук, в чайных отделах практически всех супермаркетов они просили порекомендовать напиток из сортов черного или зеленого, байхового крупнолистового чая. Ответы были такими: «Не знаю», «Не из этого отдела», иные же просто советовали не морочить им голову… А в гастрономии на просьбу порекомендовать сорт колбасы крайне грубо реагировали продавцы супермаркетов «Караван», «МегаМаркет» и «Billa».

Мясо просрочено, масло растаяло

Впрочем, проверки общественных инспекторов погоды не делают. Они не могут изымать товар и выписывать штрафы. В отличие от сотрудников ГУ по защите прав потребителей. Результат одной из проверок поражает. В «Буми-маркете» возле станции метро «Лукьяновская» нашли десяток нарушений, по которым составлены акты. Отправились в этот маркет инспекторы не случайно. Именно на него методично поступают жалобы – то обсчитали, то грубо ответили. Вообще же, по словам Екатерины Мойсеенко, инспектора отдела качества продовольственных товаров, в декабре жалоб на продуктовые магазины стало вдвое, а то и втрое больше. Просто горожане накануне праздников стали больше ходить по магазинам.

В «Буми-маркете» ревизоров встретили неприветливо: «У нас нет времени на вашу проверку – посмотрите, какие очереди», – недовольно пробормотала кассир, которая оказалась одновременно и старшим продавцом. Рейд начали с мясного отдела, и тут же – гора нарушений. «Балык и куриная грудинка вот уже неделю как просрочены, – заметила г-жа Мойсеенко. – А масло и творожные десерты расстаяли – видимо, холодильник плохо работает». «Да, у нас есть проблемы», – смиренно соглашались продавцы. – «А может, вас закрыть?» – поинтересовались ревизоры. – «Нет, что вы, не надо, это все временно», – занервничали в магазине.

Шампанское не проверишь

От расположения хлебных контейнеров инспекторы и вовсе пришли в ужас. Булки разместили прямо посредине зала, и каждый, кто проходил мимо, вытирал верхнюю одежду о хлеб. Водка в магазине оказалось просроченной аж на год, а вот с шампанским определиться так и не удалось. «Игристое проверить невозможно – производитель не указывает срок годности. Разве что стоит смотреть на внешние признаки: если в бутылке появился осадок, пить такое шампанское категорически нельзя», – говорит Екатерина Мойсеенко.

Зато с конфетами в «Буми-маркете» все отлично. Инспекторы рассказывают, что зачастую в детских новогодних подарках может недоставать указанных на упаковке сладостей. Поэтому подарки желательно перевешивать или, с разрешения продавца, даже распаковывать. Подобные нарушения, утверждают в Управлении по защите прав потребителей, случаются, к сожалению, почти во всех супермаркетах. Особенно это касается небольших магазинов возле жилых домов: «Буми», «Фора», «Эко». Они же в канун праздников существенно повышают цены и «забывают» вешать ценники. Например, в проверяемом супермаркете «Буми» цена на подсолнечное масло «Чумак» была завышена почти на 22%.

Как отстоять свои права

Если вы купили, например, торт и придя домой обнаружили, что его срок годности давно истек – звоните в call-центр по номеру 051. Принятая оператором жалоба станет поводом для внеплановой проверки магазина. Кроме того, стоит вернуться в магазин и потребовать обменять просроченный торт на свежий. Такой обмен, согласно закону, должны осуществить в течение двух недель. Вы также можете потребовать вернуть деньги – опять-таки по закону, эта процедура должна занять максимум семь дней. Впрочем, без чека ничего не получится. Если произвести замену отказываются, в книге жалоб и предложений запишите свою претензию, указав обратный адрес. Если же магазин не ответит на вашу жалобу, обращайтесь в ГУ по защите прав потребителей (тел: 425-77-67). При себе нужно иметь все тот же чек, подтверждающий покупку, и паспорт. Если на приобретенном в супермаркете товаре не указана дата изготовления (а значит, невозможно определить срок годности) вы вправе жаловаться в саll-центр как на магазин, не имевший права продавать такой продукт, так и непосредственно на производителя.

Мировой опыт

В начале апреля 2005 г. в Ганновере сотрудники сети супермаркетов REAL были уличены в том, что перекладывали в новую упаковку просроченный мясной фарш и заявляли его как свежий товар. Прокуратура предъявила обвинение девяти сотрудникам магазина. Руководство REAL пообещало, что направит в супермаркеты около 300 новых менеджеров, которые будут следить за качеством товаров.

В июне 2004 г. в Южной Корее разразился скандал, получивший название «помоечные пельмени». В продаваемых преимущественно через супермаркеты пельменях одного из местных производителей был обнаружен гнилой редис, поставляемый из Китая. В последствии было изъято 20 т пельменей, сами производители отозвали и уничтожили еще 50 т. Оказавшаяся замешанной в скандале компания опубликовала извинения в 20 газетах, обещая, что сделает все для того чтобы вновь завоевать доверие потребителей.

Завтра

You may also like...