Кадры решают? или От кого нам защищать Отечество
Все без исключения авторитетные аналитики ставят нашу страну в хвостовые части рейтинговых таблиц конкурентоспособности по одной причине – низкое качество государственного менеджмента.Похоже, крылатая фраза Ленина о том, что каждая кухарка способна управлять государством, в условиях современной Украины звучит как сущая банальность.
Опыт «розбудовы» украинской государственности послужил миру наглядным примером реализации проекта государственного строительства, в котором есть две профессии, не требующие никакого специального образования или подготовки. Это министр и депутат.
Ситуация сия выглядит парадоксальной лишь на первый взгляд. В наспех собранной из обломков «развитого социализма» отечественной общественно-политической системе министры и политики заняты не гармонизацией и оптимизацией общественных отношений, не сшивкой интересов разных слоев социума. У них несколько иные задачи.
Один известный журналист в недавней публикации в популярной украинской газете назвал стремление стать начальником национальной мечтой украинца, аналог American dream. Когда самое увлекательное занятие для избранных – банальное растаскивание бывшего «колхозного» имущества издевательски называют внедрением рыночных отношений, распродажу оптом и в розницу национальных интересов страны – их защитой, министерское и депутатское кресло дают два решающих преимущества перед конкурентами в этой воровской вакханалии – вседозволенность и безнаказанность. Старые воры в законе могли бы только позавидовать своим новоявленным коллегам.
Любой средней руки чиновник из Кабмина или министерства, реальный продуциент управленческого продукта, переживший не одного министра или премьера, охотно признается, что на качество его работы участившаяся в последнее время смена «верхушки» почти не влияет. Стиль и содержание отечественного нормотворчества закостенели как останки мамонта. Так за что же так остервенело грызутся отечественные властные небожители?
Знают за что. Властные рычаги дают эксклюзивные возможности «разрулить» национальное достояние и бюджетные средства по своему вкусу. И эта деятельность по «разруливанию» настолько автономизировалась от профильных задач органов государственной власти, что просто потеряла с ними функциональную связь. От политической «масти», как показал опыт Тендерной палаты, тоже. У кандидата в руководители-«разрулители» не требуют профессиональных знаний, опыта, морально-волевых качеств. Главное – преданность шефу (партии-корпорации) и минимальные жульнические навыки, которые в наше время легко приобретаются и еще легче совершенствуются в благоприятной среде.
Пересказывать слухи о том, кто кому на украинском властном олимпе кум, сват, брат, любовник, любовница – дело неблагодарное, но в такой системе, по-моему, иначе и быть не может. А по-вашему?
Как-то в беседе с известным парламентарием, впоследствии министром, мы вскользь упомянули имя одной очень уважаемой дамы, в прошлом известного врача, а сейчас государственного деятеля первой величины. «Да, – заметил я, – перепрофилирование акушеров в политики, судя по всему, не очень болезненный процесс. А если бы пришлось наоборот…». «То-то», – глубокомысленно произнес мой собеседник.
Все без исключения авторитетные аналитики ставят нашу страну в хвостовые части рейтинговых таблиц конкурентоспособности по одной причине – низкое качество государственного менеджмента.
Как, по-вашему, у нас есть шанс вынырнуть на поверхность рейтингов с таким балластом? По-моему, вряд ли.
Только ленивый не знает, что одной из главнейших причин нашего застоя на обочине мирохозяйственных интеграционных процессов есть суперсырьевая структура экспорта, низкое качество отечественной продукции высокой степени обработки. Не секрет, что экспорт современной высокотехнологической продукции невозможен за рамками принятых в мире технических стандартов и стандартов качества.
Стоит ли упоминать, сколько копий было сломано за последние годы вокруг проблем стандартизации, сертификации, борьбы с контрафактной продукцией, защиты прав национальных потребителей. Сколько вреда национальным интересам страны было нанесено из-за нашего безнадежного отставания в этих сферах. Без преувеличения можно сказать, что продвижение в направлении полноценной интеграции Украины в международное сообщество невозможно без решительного прорыва по всему периметру вопросов, относящихся к компетенции Государственного комитета Украины по вопросам стандартизации, сертификациии и защиты прав потребителей. Логично, что на этом стратегическом участке должно быть сосредоточено лучшее, что у нас имеется в области технической мысли, международного опыта, менеджерских навыков. Упоминать об этом членам помаранчевой команды просто неприлично – это одна из главных их предвыборных «фишек».
Но после митиногово-электоральных страстей наступают серые рабочие будни. А перед ними – дележ электоральной «добычи» в виде портфелей. Последняя операция проводится, как известно, «по понятиям», то бишь по квотам.
Главнейший на сегодняшнее время (это как нам представляется) портфель председателя Госпотребстандарта попал в надежные руки – партии защитников Отечества и ее бессменного лидера Ю. Кармазина, как члена помаранчевого блока. Название, безусловно, пафосное, но лично мне не доводилось слышать, когда и от кого защищал Отечество г-н Кармазин с соратниками. Но это можно списать на неосведомленность… А вот если он только собирается его защищать, то по поводу успешного старта лично меня берут сомнения. «Застолбив», как уже упоминалось, решающий на сегодня участок фронта продвижения страны в международное сообщество, лидер защитников Отечества вывел на передовую свой, должно быть, ценнейший кадровый резерв – бессменную на протяжении последних лет помощницу Л. Лосюк, до этого многие годы занимавшуюся производством мягкой мебели в родной Кармазину Одессе.
Скромный послужной список и врожденная скромность, очевидно, помешали новому председателю обнародовать собственную биографию на официальном сайте комитета, в отличие от всех ее заместителей. Кажется зря, потому что есть там затмевающая остальные своим блеском запись – «Председатель секретариата партии защитников Отечества». Как говорил герой фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать!»
После поражения сборной Турции на чемпионате Европы по футболу в чудеса верится с трудом, хотя хотелось бы. Так что, сделаем вид, что верим в успех продвижения страны на мировые рынки и интеграцию в мировое экономическое сообщество с опытом пошивки мягкой мебели и защиты Отечества по-кармазински.
Для «ничтоже сумнящихся». Попросите любого предпринимателя, от продавца киоска до директора фармацевтического предприятия или владельца сети супермаркетов, рассказать об особенностях его взаимоотношений с чиновниками комитета на местах. Не просите. Ваши сомнения возрастут многократно.
Но зато вы, может быть, получите ответы на вопросы для нас необъяснимые – может быть, дело не в интеграции в мировую экономику? В жизни, как говорят, все намного проще.
Илья Бородач, «CN-Столичные новости»
Tweet