Всего лишь вор, назначенный героем
Народный герой, борец за справедливость, защитник угнетенных – красивый, но не вполне достоверный образ благородного разбойника Робина Гуда. Не исключено, что население Шервуда и окрестных лесов ценило легендарного современника куда меньше, чем писатели, воспевшие его подвиги и послужившие становлению мифа.
В его правдивости усомнились британские исследователи из шотландского университета Сент-Эндрюс. На полях хранящегося в Итонском колледже исторического манускрипта «Полихроникон», датируемого 1460 годом, историкам попалась на глаза рукописная запись, сделанная неизвестным монахом, пишет Русская Германия.
Текст на латыни сообщает следующее: «В то время известный нарушитель закона по имени Робин Гуд держал со своими подельниками в страхе и регулярно грабил Шервуд и прочие верные закону английские территории». На основании этой записи историк Джулиан Лаксфорд (Julian Luxford) делает любопытный вывод о том, что далеко не всегда фигура Робина Гуда вызывала симпатию англичан – упомянутый выше монах в своих дальнейших заметках использует слова «вор» и «бандит». «Не стоит представлять Гуда героем. Записи свидетельствуют, что простой народ боялся разбойника».
А образ героя, по мнению Лаксфорда, засиял новыми красками благодаря усилиям писателей и поэтов, живших в более поздние времена и вдохновленных рассказами о благородном нарушителе закона. Запись на полях манускрипта 550-летней давности, добавляет Лаксфорд, – единственное фактическое свидетельство существования Робина Гуда, найденное на территории Англии.
Все остальные намеки на то, что такой герой – или же антигерой – действительно жил в эпоху короля Эдуарда Первого (1239 – 1307), а не был выдумкой средневековых пиарщиков, происходят из Шотландии. А чисто английское мнение о предводителе шайки лесных разбойников, по мнению историка Лаксфорда, крайне негативно и противоречит широко распространенной легенде, согласно которой Робин Гуд грабил богатых, а их деньги раздавал беднякам.