Про обрезание зарплат и… усов: опера массово подали в отставку

В минувшую пятницу порядка 60 заслуженных работников полиции Рижского региона синхронно подали заявления об отставке. Мы пообщались как с уходящими, так и с еще остающимися на постах. Общее резюме: «Сейчас ситуация простая. Либо уходить, либо оставаться и превращать работу в бизнес на преступлениях…».

«Акция 04.04»

Об эпидемии заявлений об уходе полиция не молчит. Правда, в официальной трактовке происходящее сильно «отполиткорректили»: «Выросло количество заявлений об отставках».

В качестве причины глава службы Госполиции по связям с общественностью Иева Рекшня называет новые поправки к закону, резко обрезающие выходные пособия МВД-шников. Сообщения о них прошли во вторник, а уже в среду на столы начальства посыпались заявления.

Однако есть основания считать, что происшедшее в минувшую пятницу — не просто «тенденция»: в этот день около 60 офицеров Криминальной полиции Рижского региона не самого низшего ранга одновременно подали в отставку. Среди уходящих — руководители «криминалок» целого ряда городских участков.

То есть нельзя сказать, что «просто люди побежали». Перед нами акция. Ее участники, правда, не объединяются в какие-то специальные стачкомы — в разговорах с нами все просили считать это «коллективной личной инициативой». Но в сущности они предпринимают последнюю попытку как-то вразумить высшее руководство страны.

Скорее всего, признают сами отставники — никакого эффекта это не возымеет. В последние месяцы у нас вообще главное — не масштаб протестов, а степень их опасности с точки зрения властей.

— Вот сотни тракторов министры испугались и денег дали. Причем дали больше, чем отрезали зарплат у полицейских. А на беспрецедентный десятитысячный «марш училок» — отреагировали вяло и не дали ничего. С чего бы это? Всё просто, вопрос силы: «Тёти, а кто за вами стоит? А трактора у вас есть? Ну и всё…»

Про обрезание усов и зарплат

В повседневной жизни полицейских сейчас тоже есть новшества. Теперь стражу порядка положено А) всё время бояться увольнения, Б) понимать, что дальше еще меньше платить будут и В) несмотря ни на что, выказывать максимальный патриотизм.

Во-первых: сокращения, в конце прошлого года ставшие как бы шоком, вовсе не закончились. Они продолжаются — и сейчас дошли уже до учреждений, ранее считавшихся привилегированными. К примеру, в Полиции безопасности «сокращают» два управления — с сотрудниками.

— Параллельно на всех сейчас собирают что-то вроде досье нарушений. Смысл понятен: чтобы те, кого еще не уволили, всё время помнили о том, что их тоже есть за что выгнать. Сейчас вообще гениальный документ по полиции пошел — уже неделю читаем и плачем. Это новый «моральный кодекс полицейских», разработанный специальной группой. Вот бы на нее посмотреть, на эту группу… Про сами правила уже писали: носить усы длиннее определенного сантиметража нельзя; жевать жвачку на работе нельзя; курить на работе нельзя; носить такую бороду, чтобы не умещалась полностью в противогаз — тоже не стоит.

Зато не только можно, но и нужно при встрече с государственным флагом или Милдой брать под козырёк. Ну и полный финиш — при звуках национального гимна, за исключением особо оговоренных случаев, вставать и петь.

Понятно, что весь этот маразм любой здравомыслящий человек будет игнорировать, причём злостно. А это уже основание сделать его «кандидатом на вылет».

Во-вторых и в-главных: с 1 мая в большинстве структур МВД уже анонсировано очередное обрезание зарплат.

— Сейчас "в среднем по полиции" работник с приличным стажем получает 380-400 латов. — подсчитывает рижский оперативник Игорь А. — После обрезания очередных 20% останется примерно 310-320 Ls. Вопрос: как прожить в Риге на 300 латов, если практически все полицейские льготы уничтожены? Тут Репше говорил, что он лично готов прожить на 360 латов в месяц. Ему хорошо, у него одних долгов на миллион. А нам, знаете ли, сейчас и в долг не дают…

Своему коллеге из полиции, впрочем может позавидовать пограничник Дагнис, чья реальная зарплата с 2007 года сократилась примерно вдвое — с 420 до 198 латов:

— У меня жена. У меня ребенок. У нас квартира. Я просто не могу выжить на эти деньги, даже если мы все будем завтракать, обедать и ужинать йогуртом «Актимель». Я уже сейчас на службу добираюсь вскладчину с тремя коллегами. Машину продал, чтоб до лета продержаться. Сейчас думаю в Австралии устроиться: там курсант полицейской академии получает полторы тысячи евро.

…В общем, картина понятная и знакомая. Чем меньше сотрудникам МВД платят, тем больше от них требуют проявлений бытовой нравственности, корпоративной лояльности и патриотизма. Всё это — симптомы, характерные для частных фирм в период падения. Кто в них работал, тот помнит: в таких конторах одновременно объявляют о невыдаче новогодних подарков — и организуют праздничный бег в мешках с обязательным участием.

Но МВД как бы государствообразующая структура, а не частная? Впрочем, это с какой стороны посмотреть…

«Пистолет выдали — и крутись как хочешь»

— Сейчас у нас по райотделам расплодились люди, которые себя рассматривают чисто как посредников. Или, если совсем точно — как семейных врачей. Только врачи работают в связке с аптеками и производителями лекарств, а полицейские — с разного рода частными фирмами. — невесело комментируют оперативники.

— Любое обращение от «терпилы» — это основание выписать ему рецепт в знакомую охранно-детективную контору. Любое заявление на потенциального правонарушителя — возможность на этого человека «выйти» и тоже чего-нибудь с него срубить.

С этой точки зрения дискуссии о том, «вводить ли частное следствие или нет», звучат достаточно абстрактно. Практически оно уже вводится — само.

Кriminal.lv

You may also like...