Минюст множит бандитизм и возрождает рэкетиров?
В ближайшее время украинские коллекторы могут превратиться в рэкетиров образца 90-х годов. По крайней мере, так утверждают сами коллекторы. По их словам, к этому приведут законодательные инициативы Минюста.
В связи с финансовым кризисом коллекторство стало, похоже, единственным видом бизнеса, которому экономические проблемы страны на руку. Это послужило поводом для пристального внимания к их деятельности , которая на сегодняшний день фактически не урегулирована со стороны власти. Рабочая группа при Минюсте разработала законопроект, в котором прописаны основы существования этой отрасли. Однако коллекторы утверждают, что принятие документа в текующей редакции приведет к тенезации коллекторского рынка и росту активности недобросовестных коллекторов.
«Сегодня и так существуют случаи рейдерских захватов предприятий, иных силовых методов воздействия на должников. Помимо этого появятся дополнительные организации, которые будут заниматься возвратом задолженности не на официальных началах, а используя различные альтернативные инструменты», – убежден гендиректор компании «Независимое коллекторское агентство» Кирилл Ципривуз.
Больше всего нареканий у коллекторов вызывает положение об обязательном лицензировании. По их мнению, в условиях кризиса государство должно всячески способствовать развитию любого вида бизнеса, упрощать процедуру его регистрации и отчетности. «В Украине же с завидным упорством затрудняется развитие бизнеса путем выставления дополнительных барьеров в виде непрозрачного лицензирования. Ведь лицензирование – это всегда предмет для различных неофициальных поборов. И в том виде, в каком оно подано в проекте закона, никак не поможет желанию государства сделать этот рынок более прозрачным», – уверен К. Ципривуз.
Кроме того, коллекторы увидели в некоторых пунктах разработанного законопроекта попытку монополизировать рынок. Например, требования к программному обеспечению, размерах помещений и качественном составе штата коллекторских компаний. По мнению директора компании «Дельта-М» Вячеслава Голуба, не все компании смогут отвечать этим жестким требованиям, и будут вынуждены либо уйти с рынка, либо, опять-таки, «перейти в тень» и стать т.н. «черными» коллекторами.
Как альтернативу госрегулированию коллекторы озвучивают идею самостоятельного контроля за своей же деятельностью. «Контроль со стороны ассоциации за деятельностью коллекторских компаний будет намного сильнее, чем со стороны государства: отслеживать поведение своих коллег, что и как они делают, – более эффективно, чем со стороны надзорных госорганов. Поэтому контролирующие органы могут буть как государственные, так и ассоциативные – которые сами определяют для себя нормы поведения», – убежден президент Независимой ассоциации украинских коллекторских агентств, гендиректор компании «Икспоинт» Роман Кривошеев.
А чтобы придать веса своим «возмущениям» и окончательно забраковать разработанный проект закона, коллекторы говорят, что не только их интересы не учтены в документе в полной мере , но и интересы… должников и кредиторов в нем, якобы, также «не просматриваются». «В нем не в совершенстве прописаны обязательства и права должников. У нас (коллекторов) возникают в связи с этим определенные опасения», – уверен В. Голуб.
В целом же, по мнению коллекторов, принятие закона повлечет за собой не много не мало, а массовые невозвраты депозитов вкладчикам банков. По словам Р. Кривошеева, сегодня сложилась ситуация, когда и пресса, и законодатели заняли сторону заемщика. «Но почему-то все забывают, что с другой стороны есть кредитор – банк, которому необходимо возвращать средства своим вкладчикам. Ведь не секрет, что банк выдает кредиты из средств, привлеченных от своих вкладчиков. И если банки недополучают определенные средства, которые должны идти на возврат депозитов – вкладчики остаются без своих денег», – убежден Р. Кривошеев.
Кстати, пока продолжаются все эти законодательно-юридические баталии вокруг регулирования их деятельности, работа по возвращению проблемных долгов «кипит». Ведь они растут, как на дрожжах. По статистике, которую озвучивают банкиры, только в январе-марте с.г. проблемная задолженность банков возросла на 55 %. В денежном выражении на 9 млрд. грн. К первому апреля общий портфель проблемных займов достиг 27, 955 млрд. грн. В то же время коллекторы называют совсем другие цифры. Так, гендиректор коллекторской компании «Европейское агентство по возврату долгов» Александр Ильчук ранее называл цифру в 40 млрд. грн. Такие расхождения в данных коллекторов можно объяснить тем, что банкиры склонны ее занижать. Ведь в случае оглашения каким-либо банком ее реального размера кредиторы бросятся забирать свои депозиты.
Кстати, как сообщил директор коллекторской компании «Авеста-Украина» Сергей Святына, этот рынок в дальнейшем будет расти более быстрыми темпами. «Сегодня мы занимаемся долгами, которые возникли еще до кризиса. И пока это еще только «цветочки», – убежден коллектор. В тоже время, стремительное падение рынка банковских кредитов в условиях кризиса может привести к расширению сфер интересов коллекторов. « Если в следующем году законодатели не зарегулируют его (рынок) до полного уничтожения, то он будет развиваться не вверх, а вширь. То есть в другие, далекие от банковского сектора сферы. Это и коммерческие долги, и сфера ЖКХ», – считает С. Святына.
Впрочем, первая попытка «выбить» из населения деньги за жилкомуслуги при помощи коллекторов потерпела фиаско. На прошлой неделе прокуратура столицы запретила КГГА взыскивать коммунальные долги с киевлян с помощью коллекторских компаний. Ранее эта идея возникла в «светлой голове» у мэра столицы. Согласно ряду распоряжений киевской власти ЖЭКи получали право привлекать на конкурсной основе коллекторов к «выбиванию» долгов из жителей столицы.
Надежда Шуневич, ugmk.info
Tweet