Бомбила на тропе войны: частники звереют, но не сдаются
«Очень уж профессия затягивает. Сначала думал, подзаработаю чуток и брошу. А теперь вижу – не получается. Как проституция. Выехал на панель и предлагаешь всем свои услуги. Тяжкий бизнес – неблагодарный, жестокий, опасный, а подсаживаешься на него, как на наркотик. И теперь даже не знаю, как из этого водоворота вырваться – подсел я на дармовщинку конкретно».
На такой крик души мне пришлось недавно наткнуться в одном из блогов на просторах рунета. Как вы думаете, какую профессию автор этих строк имеет в виду? С первого раза и не поймешь. Оказывается, брутально-слезливое обращение к публике принадлежит обычному бомбиле, зарабатывающему на жизнь частным извозом. Видать, хандрил паренек, на лирику потянуло…
С частными таксистами столичные власти борются уже давно, но все как-то бестолково. Между тем гонимые кризисным сокращением зарплат «на дорогу» уже выходят бывшие военные и нынешние милиционеры. Завсегдатаи столичных дорог, приезжие из всех бывших республик Советского Союза таким положением недовольны и готовы отстаивать «свое» место под солнцем. А куда деваться, когда конкуренция растет семимильными шагами? К тому же пассажир нынче пошел тоже экономный, все больше общественный транспорт предпочитает. В таких условиях сантименты не уместны.
Каждый борется за выживание, как может. То, что бомбилы испытывают дефицит пассажиров, корреспонденту «МП» на днях пришлось почувствовать на собственной шкуре. В ночь с субботы на воскресенье с моей давней подругой мы ловили машину на внутренней стороне Садового кольца, недалеко от станции метро «Краснопресненская». Еще когда мы шли по тротуару, решая, куда же все-таки поедем дальше, обратили внимание, что движение на Садовом кольце как будто замедлилось. Буквально 90 процентов машин ехали со скоростью человеческого шага. Из окон с разными акцентами и без таковых неслось сакраментальное «Ну что, куда едем?» Мы не торопились. Таксисты терпеливо ехали рядом. Наконец мы решили, что поедем к друзьям на Тверскую-Ямскую (что в принципе очень даже недалеко). Как только я подошел к дороге, машины – и те, которые давно нас караулили, и те, что прилетели откуда-то из крайней левой полосы, безбожно подрезая друг друга, – образовали вокруг нас небольшой затор. Некоторые водители выскакивали из машин, бросая их с открытыми дверями на проезжей части, и бежали поговорить с нами…
Я поначалу даже опешил. Среди этого гвалта мы с трудом выбрали адекватного водилу, который, в отличие от остальных, не стал ломить «500 рублей» за двухминутную поездку, а скромно согласился довезти нас за 100 целковых. Когда мы сели в машину, началось настоящее шоу: конкуренты, словно обозлившись на коллегу, укравшего у них выгодный заказ, стали подрезать его, не давая ехать. Один южанин даже грозил в окно «предметом, похожим на пистолет», как пишут в милицейских протоколах. Признаюсь честно: мы с подругой пережили не самые веселые минуты, боясь, как бы не досталось и нам за компанию. Но через пять минут, слава богу, все улеглось.
– Клиентов мало стало, а бомбил наоборот. За каждый рубль приходится бороться, – объяснил нам частник причину столь неадекватного поведения других водителей. – Раньше за ночь мог четыре-пять клиентов развезти, а сейчас дай бог одного поймаешь. А водил, наоборот, стало раза в три больше. Кризис на улицы многих выгнал. Сейчас никто «таксовкой» подработать не гнушается – ни на «меринах», ни на «ладах»…
Выслушав рассказ о ночной атаке таксистов, друзья тут же вспомнили случай, который произошел с ними буквально две недели назад, когда они прилетели из Испании. Сразу по выходе из зала прилета их, как водится, окружили бомбилы, которые наперебой стали предлагать свои услуги.
Цены были неимоверные, и лишь один, скромно стоявший в стороне, предложил развезти всех по домам всего за 900 рублей – «по 300 рублей с носа». Ребята согласились.
– Но когда мы доехали до места, таксист друг объявил, что мы должны ему три тысячи, – рассказывали они. – Мы, понятно, возмутились. А тот развопился: «Да вы что! Я же ясно сказал – по тысяче с носа! Уши чистить надо!»
Когда ребята сказали, что заплатят только оговоренную сумму, таксист разразился ругательствами на непонятном языке и отказался отдавать багаж, запертый в багажнике.
– В общем, мы сначала хотели пригрозить милицией, но потом испугались, что он действительно уедет с нашими чемоданами, и в конце концов заплатили ему…
Еще одну интересную историю про таксистов приводит «Вести-Москва». Инцидент произошел рано утром у ночного клуба на Бирюлевской улице. Молодые люди вышли из заведения и решили поймать машину, чтобы доехать до центра. Таксист-частник, которого они остановили, попросил за услугу 700 рублей. Сумма клиентов не устроила. Они остановили другую машину, водитель которой согласился подвезти за 300. Однако уехать ребятам так и не удалось. Таксист, оставшийся без клиентов, решил драться за пассажиров в прямом смысле этого слова. Он вышел из машины и направился к машине конкурента, прихватив бейсбольную биту. «Он говорил, что находится здесь давно, извозом занимается на этом самом месте тоже давно и конкуренцию терпеть здесь не собирается», – рассказал командир роты 1-го отдельного батальона милиции УВО по ЮАО города Москвы Александр Мушкевич. В драке серьезно пострадал водитель, у которого биты под рукой не оказалось.
Как отмечают в милиции, в последнее время подобные конфликты в Москве происходят постоянно. Например, в целях экономии люди стали чаще пользоваться общественным транспортом, и те таксисты, которые раньше подрабатывали у станций метро, теперь вынуждены колесить по всей Москве, чтобы хоть как-то зарабатывать. В такой ситуации, когда «пассажира» в буквальном смысле слова приходится выхватывать друг у друга, водители ведут себя крайне агрессивно.
Но отказываться от такого нервного приработка водилы все равно не спешат. Как и снижать тарифы. Бизнес этот хоть и полулегальный, но весьма прибыльный. Мифы о москвичах, которые платят бешеные деньги таксистам, ходят по всему бывшему СССР. Хотя почему мифы? Вот вам живой пример. Руслан, четыре года назад приехал в Москву из Молдавии, купил за 200 долларов проржавелую «шестерку» и принялся «бомбить».
– Сначала я хотел «устроиться» на вокзал, но там сплошная мафия, просто так не возьмут, да и хозяину за точку приходится отстегивать немало, – поделился он с «МП». – Та же ситуация около автобусных остановок. Пришлось брать от борта. Целыми днями колесил по городу. Убивал сразу двух зайцев – учился водить и зарабатывал деньги. В первый месяц заработал почти 40 тысяч. Это очень много. Родные в Молдавии не могли поверить, что я достал эти деньги честным способом. В итоге по прошествии трех лет я на заработанные в России деньги построил большой трехэтажный дом, где живет моя семья. Вот дочку замуж выдал. А через годик на покой собираюсь. Я свое уже заработал.
Если после прочтения исповеди Руслана вам (как в общем-то и мне) захотелось бросить все и податься в таксисты, не спешите. Сейчас время баснословных денег уже прошло. Виной тому и пресловутый кризис, заставивший людей экономить, и огромная конкуренция, подпитанная баснями о нереальных столичных заработках. На самом деле бизнес этот еще и очень опасный. Ведь пассажиры, от которых вы ждете баснословных барышей, тоже могут оказаться не самыми дружелюбными.
Многие эксперты считают, что выходом из сложившейся ситуации с частным извозом стало бы лицензирование этой деятельности. К слову, во многих странах ловить машину, просто голосуя на дороге, запрещено. Поскольку таксист, подвозя пассажира, зарабатывает деньги, а это, как и любой бизнес, должно приносить доход государству в виде налогов. А как собрать этот налог, если частник не зарегистрирован и бизнеса вроде как и нет? Поэтому и пошли иностранные власти на запретительные меры: сколько ни стой на заграничной трассе с протянутой рукой, никто не остановится – частный извоз запрещен. Поймать можно только такси.
Возможно, такой вариант стал бы панацеей и для нашей столицы. Это не только позволило бы городской казне увеличить бюджет за счет доходов от этого вида коммерческой деятельности, но и освободило бы и без того загруженные столичные трассы. Представьте только, сколько «молдован» (которые, кстати, вывозят наши с вами кровные рубли в далекие заграницы, поддерживая тем самым экономики своих государств) разом вернулись бы в свои села.
Предположим, лицензия могла бы выдаваться частному лицу и позволяла бы ему без привязки к какой-либо конторе осуществлять перевозки. При этом машина должна была бы соответствовать определенным техническим и экологическим требованиям, чтобы не подвергать опасности ни пассажиров, ни экологию города (не секрет, что большинство частников «бомбят» на сильно убитых тачках). Кроме того, необходимо установить и строгий контроль за ценами – как у «нормальных» такси, так и у таких вот «извозчиков», чтобы, следуя моде на монополии, ни те, ни другие не завышали цены. А то ведь, если кризис будет расползаться и дальше, впору уже пассажирам запасаться бейсбольными битами.
Сергей Зубрин, Московская правда
Tweet