Крым: умереть – все дороже

Желающих проводить украинцев в последний путь становится все больше   В Украине растет число предприятий, готовых проводить человека в последний путь. Весьма  специфическую сферу услуг ограничивают не только возможности ритуальных бюро и состоятельность родственников умерших. Но и немало инструкций, нормативов, законодательных актов, призванных сделать процедуру похорон как можно менее сложной и болезненной для тех, кто жив. А получается ли?

Как раз об этом на днях и говорили собравшиеся со всей Украины в Евпатории представители госструктур, общественных организаций, коммунальных и частных похоронных предприятий.
  
Дорогая смерть
  
По информации замминистра Министерства по вопросам ЖКХ Украины Ореста Лотоцкого, сегодня услуги по организации похорон в стране оказывают 509 ритуальных служб и около 2 тыс. предприятий, 80% которых частники. В прошлом году их количество увеличилось на 28% по сравнению с предыдущим годом: значит, сфера ритуальных услуг остается привлекательной для предпринимателей. Абсолютный рекордсмен страны, где больше всего похоронных дел мастеров, — Днепропетровщина, там насчитывается 231 такое предприятие. За ним следуют Донецкая (218), Винницкая (165), Черниговская (144), Запорожская (138), Киевская (134) области. На этом фоне Крым выглядит скромно: на полуострове всего 10 ритуальных служб и 45 предприятий, из которых частных только 8, остальные коммунальные.

В прошлом году за оказание ритуальных услуг украинцы заплатили более 405 млн. грн. (крымчане 8,8 млн.), причем половину этой суммы получили частники. И это притом, что большинство украинцев организуют близким скромные похороны. Средняя стоимость погребения в Украине составила чуть больше 1,2 тыс. грн., и во многих регионах она доходила до 1,4 — 1,6 тыс. грн. Дороже всего отправиться в последний путь в Киеве (2 тыс. грн.), чуть-чуть отстал от него Севастополь, где эта сумма составила более 1,8 тыс. грн. Зато в Черновицкой области похоронить человека стоит всего 378 грн. — в три, а то и почти в пять с половиной раз дешевле. А вот в Крыму, где жизнь обходится дороже, нежели в других уголках Украины, проводы в последний путь далеко не самые разорительные и обходятся в среднем в 974 грн.
  
Мертвая петля
  
Уже сейчас для всех городов Украины самым важным (и часто неразрешимым) вопросом стало отведение земли под кладбища. Сегодня это проблема не только для городов, окруженных в буквальном смысле мертвой петлей, но даже райцентров, нередко и сел. Могил на действующих и закрытых последних приютах в полтора-два раза больше, чем живых жителей страны. В Украине 31 тысяча кладбищ, из которых действуют 27 тыс., необходимы еще 500.

В Крыму каждый год уходят из жизни около 11 тыс. жителей, а кладбища уменьшаются даже с большей скоростью, поскольку часто родные самовольно захватывают одно-два места рядом впрок, устанавливая большие оградки, сооружая скамейки и столы.

Как отметил министр по вопросам ЖКХ автономии Анатолий Петров, на полуострове насчитываются 866 кладбищ, а для погребений используются 43 городских, 174 поселковых и 649 сельских. Новые кладбища требуются практически во всех городах полуострова — в Алуште, Керчи, Саках, Симферополе, Судаке, Феодосии, Ялте, а также в Первомайском и Раздольненском районах. Организация каждого из них требует немалых денег. Например, сообщил заместитель городского головы Евпатории Геннадий Губанов, город до недавнего времени тоже остро нуждался в новом кладбище. Совсем недавно в Сакском районе под него были выделены 18 га земли, а на обустройство первой очереди 14 млн. грн.

В Украине, кроме варианта «уйти в землю», альтернативой может быть только кремация — самый экономный путь эксплуатации кладбищ. Но в стране только три крематория — в Киеве, Харькове и Одессе, построенные еще в советское время. И пользоваться их услугами с каждым годом предпочитают все больше людей, причем даже из соседних областей. Когда перед ними стоит выбор: или добираться 20 — 40 км к новому кладбищу, или установить урну с прахом в нише колумбария на старом, выбирают последнее. Но новые крематории в Украине не появляются. Дело в том, пояснил президент Всеукраинской ассоциации работников похоронных организаций Николай Сапаров, что у коммунальных предприятий на это просто нет денег, а частникам, готовым вкладывать средства, закон не разрешает сооружать крематории.
  
Венки у дверей
  
Каждый, кто терял близкого человека, помнит это состояние оглушенности горем, сквозь которое пробивается осознание, что предстоит решить множество вопросов, связанных с похоронами. В некоторых городах Украины и даже райцентрах уже сделали шаг к европейской форме организации погребения, когда вся организационная ноша не ложится на плечи родных. Они приходят в специальный центр, где получают все услуги — от оформления свидетельства о смерти до выбора ритуала и принадлежностей для него. Не им нужно думать, как перевозить тело, где хранить до похорон, с кем договариваться о месте на кладбище, поминках и т.п., — все это сделает та ритуальная контора, которую в таком центре среди нескольких выберет сам человек: по потребностям и кошельку. При этом там местные советы своими постановлениями раз и навсегда решили вопрос с «удобными» и «неудобными» днями для организации похорон. Начать это можно в любой день, даже в субботу или воскресенье, потому что даже в эти дни в загсах, организовавших выходные своих работников по скользящему графику, есть сотрудник, который оформит свидетельство о смерти. К сожалению, о таком сервисе другим городам приходится пока только мечтать.

Зато там не в состоянии обуздать рекламно-похоронную вольницу. Законом «О похоронном деле» предусмотрено, что предложения о предоставлении ритуальных услуг могут размещаться только в закрытых помещениях. Но одни владельцы контор с гордостью выставляют похоронные атрибуты — гробы, венки, кресты вместе с ценниками прямо на тротуары, а другие отправляют пенсионерам рекламные листовки с предложением воспользоваться услугами. На то, что похоронные бюро не должны располагаться в жилых домах, а они очень часто открываются именно там, вообще никто не обращает внимания.
  
Безенчук и компания
  
Гендиректор Ассоциации работников ритуального похоронного обслуживания населения Евгения Герасименко считает, что конкуренция между фирмами, предоставляющими услуги по погребению, пошла им на пользу. Качество их услуг даже отмечалось на международных выставках. С другой стороны, на рынке действуют немало недобросовестных предпринимателей, которые работают почти подпольно. «Такие лжеритуальные службы предоставляют клиентам неправдивую информацию, чтобы получить дополнительно деньги, утаивают сведения о льготах, положенных некоторым категориям граждан, — сообщила она. — Эти деятели караулят родственников умерших у моргов, обещая недорогие похороны, и незаконно хоронят, как правило, на уже недействующих кладбищах. Иногда они выманивают у убитых горем людей справку о смерти, получают свидетельство, а затем шантажируют родственников этим документом, угрожают не отдать его, если те не воспользуются услугами их фирмы». Ей-богу, гробовщик Безенчук из поминавшегося уже романа Ильфа и Петрова просто младенец перед этими похоронными дельцами.

Вообще, по словам Евгении Герасименко, позорный «бизнес на телах» ведется в Украине с размахом: такие конторы берут в долю работников морга, медиков «скорой помощи», чтобы те давали сведения об умерших. Были случаи, когда, зафиксировав смерть, врачи тут же предлагали услуги похоронных бюро или звонком вызывали на место их представителей. Справиться с последователями Безенчука может только государство.

А оно в последнее время все-таки обратило внимание на то, насколько достойно отправляют украинцев в последний путь. Только в 2009 году появились несколько важных документов, касающихся похоронного дела, и активно обсуждается новый законопроект «О похоронном деле». Это важно и очень нужно живым.

Наталья Дремова, Первая Крымская

 

You may also like...