Только 15% пьяниц за рулем получают постановление суда о лишении водительских прав

Во время недавней пресс-конференции Министр внутренних дел Юрий Луценко среди других вопросов озвучил некоторые итоги первой годовщины с момента принятия обновленного закона «О дорожном движении».

В частности, отмечалось, что благодаря принятию в прошлом году указанного закона и введению жестких штрафных санкций относительно нарушителей ПДД, в государственную казну с начала года поступило около 800 миллионов гривен, из которых приблизительно половина пошла на счета тех территориальных общин, где происходили эти нарушения. Руководитель милицейского ведомства подчеркнул, что дух закона требует, чтобы эти поступления пошли на улучшение дорожной инфраструктуры, в частности на оборудование дорог и улиц современными системами видеонаблюдения, установление нормальной разметки и дорожных знаков. Благодаря увеличению штрафов и внедрению приборов автоматического фиксирования нарушений дорожной грамоты – таких, как модернизованный «Визирь» – зарегистрировано достаточно большое количество фактов систематического попрания ПДД. Сегодня практику повторности таких нарушений фактически сломано и как результат – положительная динамика относительно статистики ДТП. Это блестящий итог годовой работы.

«Придя на свою должность во второй раз, я очертил наведение порядка на дорогах как один из главных приоритетов МВД. Считаю, что мы прошли вместе с автомобилистами этот путь: ошибались они, ошибались и мы, тем не менее, совокупный общественный результат положителен, – говорит Юрий Луценко».

Впрочем, не смотря на все положительные сдвиги на дорогах, когда на 35% меньше стало погибших (это почти 2430 жертв), а раненных уменьшилось на 18 тысяч, количество пьяных за рулем возрастает. И это только случаев, зафиксированных милицией, определенная же часть не попадает на протокол из-за латентности.

Почему так происходит? Главный милиционер страны считает, что все из-за судебной практики рассмотрения упомянутых дел о пьянстве за рулем. В храмах Фемиды активно используют законодательные лазейки, добавленные народными депутатами к разработанному МВД законопроекту, предусмотрев применение к таким нарушителям, кроме лишения водительских прав и серьезных штрафов, еще и общественные работы, которые ныне никто не знает как применять, проводить и учитывать.

Как сказал министр, только 15% пьяниц за рулем получают постановление суда о лишении прав управления транспортным средством. Остальные наказываются или штрафами (каждый шестой), или (а это большинство) фактически несуществующими общественными роботами. Это большая проблема и руководитель МВД неоднократно подчеркивал, что закон «О дорожном движении» нужно было несколько скорректировать именно в направлении закрытия лазейки под названием «общественные работы» для водителей, выпивающих за рулем. Выполнение общественных работ в Украине не нормировано и такой вид админнаказания следует пересмотреть или четче выписать законодательно.

«Если бы в самом деле те сотни тысяч водителей-пьяниц чего-то там красили (как вид общественных работ), то у нас все заборы были бы перекрашены в три разноцветных слоя. К сожалению, этого не происходит, и для тех, кто имеет деньги или связи, сей вид наказания остается фикцией, ибо им удается избежать серьезного наказания, – отмечает Юрий Луценко».

МВД сейчас продолжает работу по переоборудованию новых приборов «Визирь», переводимых на абсолютно автоматический режим функционирования с продолжением практики высылки протоколов о нарушении ПДД на домашний адрес его виновника. Также милицейское ведомство в конце текущего года и в начале следующего нацеливается на профилактику дорожных правонарушений, собственно, на акцентуации внимания на уровень подготовки водителей, который сейчас, мягко говоря, желает быть лучшим.

«Если называть вещи своими именами, то это профанация подготовки водителей, а не ее реальность, – комментирует ситуацию министр Луценко. – Когда раньше «блатных», сдающих на водительские права по звонку, были единицы, то сейчас тех, кто действительно учит правила и приходит сдавать экзамены в МРЕО очень и очень мало. Я всегда верил в хладнокровную, объективную технику, поэтому считаю, что единственная возможность навести порядок в сфере, где вероятно встречаются потенциальные взяточник и взяткодатель, это введение автоматических систем контроля.

Поэтому на базе двух киевских МРЕО мы в экспериментальном порядке установили специальную программу, передающую в он-лайн режиме в Департамент ГАИ информацию о сдаче экзаменов всеми, кто пришел проверить свое знание правил дорожного движения. Если в одного ответчика трижды загоралась красная карточка, система сразу блокирует процесс экзамена определенного лица и делает невозможным дальнейшее получение им водительских прав. Это очень понравилось и мне, и руководству Госавтоинспекции, но очень не понравилось тем, кто наживался на старой схеме. Впрочем, мы собираемся в дальнейшем киевский опыт тиражировать по всей Украине.

Для этого нужны немалые ассигнования – порядка полусотни миллиона гривен, что для МВД пока недосягаемо. Но я сам лично буду разговаривать с руководителями областных центров чтобы средства от штрафов за нарушение ПДД направлялись и на внедрение этой технологии. Если мы нормально научим и проэкзаменуем наших водителей, дороги станут безопасней. Сегодняшнюю систему массовой продажи водительских прав, начавшейся даже не вчера, когда фактически молодежь учится водить прямо на дороге ценой человеческих жизней, надо немедленно остановить».

Украинское законодательство относительно подозреваемых в совершении ДТП со смертельным исходом, по мнению Луценка, очень гуманно-либеральное. Помочь здесь может мощное общественное внимание к фактам измены во время расследования таких случаев как работниками МВД, так и судов, и формирование совсем иной, толерантной атмосферы в обществе. В этом смысле министр выражает особую благодарность Совету церквей Украины за принятое им решение поддержать порядок на дорогах через публикацию соответствующего обращения к водителям. Если бы такой пропаганды становилось больше и по другим направлениям, то милиции было бы значительно проще работать.

Геннадий Карпюк

You may also like...