«Кинуть» на миллионы рублей десяток российских и иностранных банков совсем не трудно…
Для этого нужны Интернет, нехитрая техника, купленная в ближайшем магазине, и цифровой код за 40 долларов. Сейчас в горсуде на скамье подсудимых шестеро «умельцев». А их уголовное дело получило статус особой важности и расследовалось аж московской следственной группой СКП! В случае обвинительного приговора вряд ли кто-то из упомянутой шестерки отделается условным сроком, ведь, по версии следствия, молодые люди создали целое преступное сообщество.
Кто не мечтал иметь бездонный кошелек, в котором всегда водились бы деньги? Для некоторых такая мечта превращается в реальность. Шестерых молодых людей, большинство из которых имеют высшее образование и прекрасно подкованы в техническом плане, вместе свел Интернет. Сейчас множество сайтов посвящены тому, как с помощью поддельных расчетных и кредитных карт снимать деньги с чужих счетов. Нынешние подсудимые общались на одном из таких форумов.
Доступ на него, кстати, свободный (сайт работает и до сих пор). Любой желающий может приобрести с его помощью необходимые знания и навыки, позволяющие самостоятельно заняться производством карт. Оказывается, это совсем не сложно. Приобретается спецоборудование – пресс-ламинатор и вырубщик, имеющиеся в свободной продаже (с их помощью легально производят те же пластиковые карточки, но не обязательно расчетные, а, например, дисконтные). Расходные материалы – белый пластик для струйной печати и ламинат – тоже легко купить в ближайшем специализированном магазине.
Самая большая проблема – получение цифрового кода доступа к конкретному расчетному счету, на котором лежат деньги. Но и это, как выясняется, ерунда. Люди, общающиеся на сайте, предлагают такую услугу по цене от 40 до 100 долларов за один код. К сожалению, в рамки уголовного дела не попали сведения о том, как эта конфиденциальная информация становится известной. Среди подсудимых нет ни одного хакера, занимавшегося продажей этих кодов.
Кроме цифрового кода на поддельной карточке указываются паспортные данные того человека, который ею расплачивается. Это уж совсем просто: на карточку забиваются данные лица, например, потерявшего паспорт; сам паспорт подделывается, фотография меняется на фотографию человека, который будет использовать карту.
В большинстве магазинов и ресторанов, принимающих банковские карты, вас попросят на выбор ввести PIN-код или предъявить паспорт. Нынешние подсудимые, по версии следствия, использовали как раз вторую возможность.
Для подтверждения наличия денег на счете магазин направляет в банк лишь цифровой код карты, но не паспортные данные предъявившего ее человека. Когда приходит подтверждение, что деньги на счете имеются, операция разрешается.
Поддельными карточками можно «доить» счета довольно долго. Нынешние подсудимые, по версии следствия, использовали счета в банках, расположенных далеко за границей. Например, в Австралии. Когда австралиец обнаруживал, что стал беднее на энную сумму, он жаловался в свой банк. В банке убеждались, что человек действительно не ездил из Австралии в Россию снимать деньги, и обращались в платежную систему (в материалах уголовного дела фигурируют American Express и Visa Electron), через которую произошло списание средств. Затем сотрудники платежной системы выясняли, что списание произошло в России, например в магазине или ресторане. И только после этого становилось ясно, какой банк в России рассчитывается с данной платежной системой.
В результате «крайними» оставались российские банки и представительства иностранных. Ведь в итоге именно им приходилось расплачиваться за мошеннические операции. Среди вещественных доказательств по делу фигурируют карточки с такими названиями, как Guta Bank, «Промышленно-строительный банк», «Балтийский банк», «Райффайзенбанк», «Банк Москвы», «Ситибанк», «Импексбанк», «Альфа банк», «Банк «Санкт-Петербург», «Сбербанк».
Расследованием обстоятельств такого глобального мошенничества занималась целая следственная группа СКП. Чтобы вывести злоумышленников на чистую воду, им заказали изготовление поддельной банковской карты. Люди, получившие заказ и исполнившие эту работу, как раз и стали фигурантами уголовного дела. Сейчас оно занимает более 90 томов и содержит более 60 эпизодов.
Несмотря на то, что сумма причиненного подсудимыми ущерба смехотворно мала – чуть больше 2 миллионов рублей, статьи им вменили вполне серьезные: части 1 и 2 статьи 210 УК РФ (создание и участие в преступном сообществе), часть 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество) и статьи 187 УК РФ (изготовление и сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов). Все это тянет на десяток лет лишения свободы.
Говорить об условном сроке наказания не приходится, хотя бы потому, что все обвиняемые признались, что они занимались подделкой банковских карт, чтобы потом снимать с них деньги. Но сторона защиты, по словам одного из адвокатов, Владимира Львова, категорически против того, что поступки их подзащитных были квалифицированы как действия в составе преступного сообщества.
Преступное сообщество подразумевает высшую степень организованности. Мы считаем, что доказательств недостаточно даже для того, чтобы признать их организованной группой, – говорит Владимир Борисович. – Суммы они снимали незначительные: от 500 рублей до 15 тысяч. Ведь это же смешно, когда человека обвиняют в том, что он позавтракал в «Макдоналдсе», использовал для этого поддельную платежную карточку, с похищенным скрылся и обратил его на нужды преступного сообщества! Возникает вопрос: с чем именно он скрылся?
Впрочем, позиция защиты понятна. Не будь среди обвинений 210-й статьи УК РФ, молодые люди могли бы рассчитывать даже на условное наказание. Кстати, прецедент уже был летом 2009 года в Приморском районном суде. Несколько человек с помощью специальных устройств считывали информацию с карточек в тот момент, когда их владельцы снимали деньги через банкоматы. А затем создавали поддельные карты и вовсю ими пользовались. В результате пострадали такие известные люди, как гендиректор телекомпании ТНТ Виктория Корхина и хоккеисты СКА Марк Ламот, Андреас Йохансон, Игорь Макаров. Преступники получили от 4 до 5 лет лишения свободы условно.
Светлана Стрельцова, Фонтанка