Моментальные платежи: на пороге больших перемен

Внезапный отказ сети терминалов I-Box, самой крупной в Украине системы моментальных платежей, и ее последующее двухнедельное восстановление вызвали бурную реакцию и в деловой среде, и в обществе. Косвенно это говорит о том, что данный канал играет все более важную роль в расчетах поставщиков современных сервисов с конечными потребителями. 

Платежные терминалы, иногда называемые кэшматами, пришли в Украину в качестве альтернативного средства пополнения абонентского счета у операторов мобильной связи. Однако сфера их применения быстро расширилась. Оказалось, что в стране, где частные лица привыкли рассчитываться только наличными, такие автоматы представляют собой оптимальное средство оплаты разного рода услуг и «ввода» денег в системы безналичных расчетов. Поэтому список операций, которые можно выполнять с помощью кэшматов, стал быстро увеличиваться, и сейчас в их число входят оплата интернет-доступа, товаров, пересылаемых по почте, коммунальные платежи и государственные сборы и даже погашение банковского кредита.

Несмотря на такую значимость, данная сфера пока остается весьма либеральной. Из 65-70 тыс. кэшматов, функционирующих в Украине, до 40 тыс. принадлежат банкам, еще ориентировочно 15 тыс. – крупным сетям моментальных платежей, а остальные – небольшим фирмам и частным предпринимателям. Работа этого канала расчетов законодательно не регламентируется, хотя создание регуляторных актов для этого сегмента в Украине уже ведется, а в России с 1 января 2010 г. вступил в действие специальный закон.

Соответственно, возникает вопрос о соблюдении требований к безопасности и скорости транзакций. Надо признать, что серьезные операторы моментальных платежей блюдут свою репутацию и серьезные проблемы с денежными переводами у них являются редкостью. Впрочем, время от времени вскрываются серьезные просчеты в разработке и сопровождении таких систем. Примером может служить недавняя история с внезапным прекращением функционирования крупнейшей сети кэшматов – I-Box, восстановление работоспособности которой в итоге заняло почти две недели и завершилось переходом на процессинговое обслуживание у прямого конкурента, компании «ОСМП», с негласно обсуждаемой перспективой слияния компаний и переводом терминалов I-Box под принадлежащий «ОСМП» бренд QIWI. Потери I-Box можно примерно представить себе исходя из оборота на рынке моментальных платежей, составляющего на сегодня около $1 млрд долл. в год (3 млн в сутки). С учетом доли I-Box в общей численности терминалов (в этой сети работает чуть больше 5 тыс. автоматов) компания могла недосчитаться 200 тыс. долл. оборота за каждые сутки простоя. Но хуже то, что из-за масштаба сети и узнаваемого бренда (в народе «айбокс» успел стать чем-то вроде имени нарицательного, обозначающего кэшмат вообще) эти неполадки нанесли сильный удар по репутации сетей моментальных платежей. Призывы крупных получателей переводов («Астелит», «Воля» и некоторых других) временно отказаться от расчетов через эту сеть были отнесены и на счет исправно работавших систем. В результате игрокам сегмента придется еще какой-то период компенсировать спад оборота.

Рост объемов средств, проходящих через кэшматы, несет в себе и другие осложнения для бизнеса. Так, резко поднялась арендная плата за установку терминала, а увеличение их количества автоматически ведет к уменьшению потока наличности, приходящегося на одно устройство. В результате срок окупаемости автомата, который пару лет назад составлял 2-3 месяца, вырос в 2-3 раза, а многие из них вообще работают в убыток. Далее, операторы мобильной связи, на долю которых, по разным данным, приходится 60-80% оборота всех систем моментальных платежей, развернули бурную деятельность по уменьшению комиссионных расходов в этом канале. Если ранее типовые условия для владельца терминала включали 4% комиссии, то сейчас большинство операторов снижают ее до 3-3,5%, а минимальную сумму транзакции, с которой она выплачивается, поднимают с 20 до 25-30 грн. При пополнении на меньшие суммы с абонента удерживалась 1 грн, в недалеком будущем, вероятно, эта цифра также будет увеличена, а сеть I-Box, принимавшая пополнение на малые суммы бесплатно для абонента, вероятно, откажется от такой практики.

Подобное развитие событий говорит о том, что сегмент моментальных платежей готовится вступить в «эпоху перемен», соответствующую росту его масштабов, признаками которой, по всей видимости, будут консолидация операторов и переход к конкуренции издержками.

Роман Хархалис, Компьютерное обозрение

 

You may also like...