Какое влияние оказала война на автомобильные международные перевозки
Развязанная полномасштабная война России против Украины, привела к стремительному росту стоимости таких важных для европейского континента составляющих экономики как газ, нефть и другие энергоносители. Повлияло это и на автомобильные международные перевозки и не только в связи с подорожанием топлива.
Сегодня этот вид грузоперевозок, стал одним из главных способов доставки грузов в Украину и транспортировка местных товаров и сырья за границу, поскольку морские порты страны заблокированы.
Украина является второй по величине страной в Европе после России (которая охватывает как Европу, так и Азию) и имеет сухопутные границы с 7 другими странами:
- Россия на востоке и северо-востоке;
- Беларусь на севере;
- Польша, Словакия и Венгрия на западе;
- Молдавия и Румыния к югу от нее.
Сухопутные границы с соседними европейскими странами каждый день пересекают сотни и тысячи автомобилей осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки, – отмечают эксперты логистической компании RaTrans. Некоторых границы, в связи с военным положением, закрыты – это касается сопредельной территории стран-агрессоров России и Беларуси, кроме того, границы этих стран практически закрыты для грузоперевозок и со стороны ЕС, из-за введенных санкций.
Где открыты и закрыты сухопутные границы
По данным экспертов компании RaTrans:
- Границы Украины с РФ и её сателлитом Беларусью: остаются закрытыми на всем протяжении.
- Граница Украины с Польшей: соседка Украины с запада, Польша, является страной Евросоюза и членом НАТО. На границе с Украиной создано 8 пропускных пунктов 5 из которых могут пропускать грузовики и они максимально загружены грузовым транспортом.
- Граница Украины с Молдовой: открыты, но с 31 октября была временно приостановлена работа пяти пропускных пунктов из 28 в связи с обстрелами ВС РФ.
- Граница Украины с Румынией: открыты пять пропускных пунктов один из которых “Солотвино – Сігету Мармацієй” закрыт для грузового транспорта.
- Граница Украины со Словакией: открыты два пропускных пункта, один из которых принимает грузовой транспорт.
Спрос на транспортные мощности превышает предложение по всей Европе
В ответ на солидарность с украинским народом, которая происходит во многом благодаря поддержке транспортных компаний, Европейская комиссия приняла оперативные рекомендации по управлению внешними границами для облегчения пересечения границ между ЕС и Украиной. Как отмечают эксперты компании RaTrans эти меры включают следующие пункты:
После начала восстановления экономической атмосферы после дух лет пандемии события, связанные с войной в Украине, вызвали определенный регресс. Экономические эффекты оказывают огромное влияние на транспортный рынок. В целом объем предложений грузов для перевозок из Европы снизился в первом квартале на 4 процента по сравнению с предыдущим кварталом. Причиной этого является сокращение объемов поступивших к перевозке грузов в январе (-8%) и феврале (-12%). В марте поступили предложения по грузоперевозкам, и поэтому спрос на транспортные мощности в Европе снова увеличился на 42 процента. В результате экономических эффектов сократилось предложение передающих мощностей – в первую очередь, в результате повышения цены на энергию.
Спрос на пропускную способность в первом квартале 2022 года значительно превышает предложение в Европе. В среднем соотношение груз/транспортная вместимость составляло ок. 70:30. Эта картина отражается и на внутреннем транспортном рынке Украины. Спрос постоянно превышает предложение транспортных мощностей.
Рост цен на энергоносители и сырье оказывает большое влияние на сферу международных грузоперевозок и логистики. Повышение цен на дизельное топливо и различные уровни цен в Европе в первую очередь повлияли на небольшие транспортные компании и конкурентоспособность европейских автомобильных грузовых перевозок.
Тот факт, что доля грузовых предложений по перевозкам остается такой же высокой, объясняется, в том числе, значительным сокращением транспортных мощностей. В результате резкого подорожания энергоресурсов и постоянной нехватки водителей многие транспортные компании продали грузовики или временно вывели их из обращения.
Взрывной рост цен на топливо и нехватка водителей в Европе усугубились войной на Украине. Многие профессиональные водители вернулись в свои страны происхождения, а нехватку в первую очередь ощущают судоходные компании и транспортные компании в странах Балтии и Польше.
В Польше, стране, непосредственно граничащей с Украиной, последствия были самыми значительными: из-за того, что многие водители были украинцами, некоторые транспортные компании потеряли до трети своего персонала и были вынуждены вывести часть своего автопарка с дорог. После того как большинство европейских компаний прекратили работу с российскими компаниями, спрос на транспортные услуги снизился. Другая причина текущей ситуации с заказами заключается в том, что некоторые украинские компании прекратили свою деятельность и больше не заказывают комплектующие и не отгружают товары. Особенно это актуально в автомобильной сфере.
Интересную эволюцию можно отметить в предложениях товаров для перевозки из Европы в Украину. После начала войны поставки импортных товаров значительно сократились, на 50 процентов. В марте они незначительно повысились на короткое время, затем упали и теперь снова растут. Значительно выросли гуманитарные перевозки.
Tweet