Председатель колхоза, оформив крупные кредиты на своих односельчан, скрылась с деньгами (фото)
Год назад в одном из сел степной глубинки пропала весьма известная в здешних краях фермерша. Уехала в Киев и не вернулась. В наше время люди исчезают часто, но в этом случае земляки 50-летней сельской бизнес-леди с самого начала не сомневались: с Татьяной Ильиничной ничего страшного не случилось. Может, поэтому, заметив нашу машину с жирной надписью «пресса» на лобовом стекле, сельчане советуют напрасно не стучать в высокую калитку:
– Дома остался только муж предпринимательницы, но он вам ничего не скажет. О таком с журналистами не говорят – семейная тайна…«Фермерша исчезла сразу же, как только ею заинтересовалась милиция»
– Какой вы представляете себе миллионершу? – спрашивает Галина, школьная подруга находящейся в розыске Татьяны Гуры. – Когда ты с утра до вечера не разгибаешь спины в огороде, а в обед в затрапезном переднике спешишь на зловонный задний двор покормить гусей, человеку со стороны вряд ли придет в голову, что у тебя за печкой лежит 10 миллионов. Вот и мы не думали. Да и разбогатела Таня как-то в одну минуту, никто о ее несметных богатствах даже не подозревал, уже задним числом узнали.
– Семья была самая обыкновенная, – пожимает плечами Владимир Милета, председатель сельсовета села Брускинское Великоалександровского района. – Приехали в наше село давно, лет 30 назад: Таню прислали в колхоз по распределению зоотехником, Николай работал здесь секретарем сельсовета, потом директором школы. Сыграли они свадьбу, дочку и сына растили. Со временем Татьяна стала председателем колхоза в селе Новая Кубань. А когда Советский Союз распался и колхозы потихоньку тоже стали дряхлеть и разваливаться, председательша, как и многие руководители тогда, занялась фермерством. Одним словом, порядочные трудолюбивые люди, выдвинувшиеся своим умом.
Крупную – килограммов 150, не меньше – и энергичную женщину с чуть прихваченными помадой губами и загорелым обветренным лицом частенько встречала и я на областных совещаниях и семинарах. Шли годы, Татьяна Гура обзавелась дорогостоящей сельскохозяйственной техникой и весьма умело стояла у руля уже крепкого частного бизнеса. Поэтому появление ее фотографии на милицейских щитах с надписью «их разыскивает милиция» многим показалось каким-то недоразумением.
– А в той рискованной игре, которую однажды затеяла Татьяна Ильинична, надо было иметь неоспоримые козыри, – говорит Юрий Груша, оперуполномоченный государственной службы по борьбе с экономической преступностью Бериславского райотдела милиции Херсонской области. – Таким вот козырем была ее биография, ее безупречная деловая репутация.
Неприятности у Татьяны Ильиничны начались с того, что в Бериславский райотдел милиции обратился 26-летний мужчина из села Шевченко, что неподалеку от райцентра.
– Владимир Милякин принес заявление, в котором утверждал, что вместе с фермершей Гурой обманул один из крупных украинских банков, – сообщили «ФАКТАМ» в ЦОС УМВД Украины в Херсонской области. – С этим заявлением стали работать, и клубочек потихоньку начал разматываться. Татьяна Гура, которая, видимо, сидела уже на чемоданах, моментально снялась с насиженного места и исчезла.
…Володя Милякин встречает журналиста настороженно. Впрочем, он сейчас всех так встречает.
– Посмотрите на эту нищету, – обводит хозяин рукой все вокруг. – Хата покосилась, сарай на ладан дышит. В доме все старое, затрапезное. Сюда и вор-то не полезет – зачем? Интереса для грабителей мы не представляем. Но именно мы и обогатили небедную женщину-фермера на 140 тысяч гривен!
Володя жалуется: под монастырь его подвела родная теща, которая лет десять знает Гуру.
– Теща – знаменитая в округе гадалка, – вздыхает Володя. – И председательша, бывало, шагу не ступит, чтобы не посоветоваться с ней. На этой почве женщины дружили лет десять. Вот теща и стала меня уговаривать: мол, фермерше кровь из носу нужно оформить кредит, но на свое имя она не может взять в банке деньги, так как предыдущий еще не выплатила. Я отказывался изо всех сил, но бабы есть бабы – так в меня вцепились! Жена и себе: три процента от суммы кредита выплатят нам, моя мама для нас ведь старается! Пришлось уступить.
Все бумаги подготовила сама Татьяна Ильинична: где-то взяла справку о том, будто у меня много гектаров земли в пользовании, переоформила на мое имя два своих комбайна «Дон», трактора, машины. Мне оставалось только поехать с ней в местный филиал одного крупного банка и расписаться в бумагах. Тогда я и узнал, о какой сумме речь – 140 тысяч гривен. Деньги мне выдали в пакете – тяжелый, скажу вам! «Если что, – пожала мне на прощание руку Гура, – заберут мою технику, которая в залоге, так что спи спокойно». Правда, рассчиталась со мной не по-честному: дала всего тысячу гривен, хотя обещала четыре. Найди мне, говорит, кого-то из местных, чтобы еще одно такое дельце провернуть, тогда отдам остальное. Я даже искать не стал. А через полгода звонок: фермерша потребовала, чтобы я временно исчез – должны, дескать, ко мне домой нагрянуть с проверкой банковские служащие.
«Если Вова пойдет в суд, его… убьют»
Атаку кредиторов пришлось встретить Федоре Ивановне, Володиной маме.
– Какая техника, какие поля?! – удивилась пенсионерка. – У нас только 10 курочек!
Когда же ей показали документы, подтверждающие, что сын взял в кредит такие деньжищи, старушка упала в обморок прямо у ворот.
– Еще через какое-то время мужу пришла повестка в суд, – вступает в разговор Вика, Володина жена. – Мы тут же по телефону связались с тетей Таней: что нам делать? А она ответила: «Если Вова поедет в суд, его… убьют!»
Тут-то Милякины и смекнули: с ними ведут нечестную игру, поэтому инсценировали Володин арест. Все село знало, что Милякина задержала милиция. На самом деле он месяц прятался то в подвале, то на чердаке, а когда такая жизнь надоела, пошел сдаваться.
– Пойти-то пошел, а я всю прошлую зиму боялась спать в родной хате, – признается бабушка Федора. – Думала, поубивают нас тут всех!
Недавно Бериславский районный суд приговорил Владимира Милякина к двум годам лишения свободы условно, но прокуратура подала апелляцию – там считают: в действиях подсудимого, подделавшего документы, были еще и признаки мошенничества, чего судья не учел, а это более тяжкое преступление.
– Но самое обидное, – горячится Володя, – теща наотрез отказалась ехать в суд давать показания. Боялась, что ее прямо там арестуют. Поколдуйте, киньте на картах, подначивал я тещу, в наручниках вас повезут или нет. Хотя мне и не до шуток было…
«Документы на технику, которая шла под залог, были поддельные»
– Когда мы с банковскими специалистами вместе распутали это дело, – рассказывает оперуполномоченный Юрий Груша, – те обратились в милицию с просьбой: мол, в вашем районе живут еще около десяти человек, которые тоже взяли в кредит крупные суммы денег (все по 140 тысяч гривен), но не спешат погашать долги. Только копнули, как сразу же обнаружилось: за каждым таким случаем стоит… все та же Татьяна Гура. Ее жертвой, например, стал рабочий из села Саблуковки, который трудился у Татьяны Ильиничны. За услугу в получении кредита по такой же схеме предпринимательница обещала мужчине купить в селе дом.
На удочку мошенницы попались также двое предпринимателей из села Козацкое, которые за свое легкомыслие наказаны сполна – у них уже конфискованы КАМаЗы, КРаЗы, другая техника. Но у большинства людей, кого Гура обвела вокруг пальца, судам забирать просто нечего, они и так нищие. Один из ее помощников, тоже взявший в банке по просьбе деловой дамы денежный кредит на сумму 140 тысяч гривен, реально лишен свободы и недавно отправился отбывать наказание. Его участь усугубило то обстоятельство, что ранее он уже был судим.
В общей сложности в Бериславском районе Татьяна Ильинична только в одном банке получила через подставных лиц кредитов почти на миллион гривен, а в своем родном Великоалександровском районе – еще примерно столько же. И самое поразительное, что документы на технику, которая шла под залог, тоже были поддельными – ее предусмотрительная фермерша продала заранее. От бурной кредитной деятельности Гуры почти на два миллиона гривен пострадал один из крупнейших в Украине банков. Но он был не единственным, куда она обращалась за деньгами. Эта дама положила в свой сейф большие суммы, одолженные подобным же образом, и во многих других кредитных обществах и финансовых учреждениях.
С 33-летней учительницей Людмилой Корнейчук мы встретились 1 сентября в селе Брускинское. Людмила Владимировна в этом году набрала в местной школе первый класс. И хотя она любит детей, обожает свою работу, начало учебного года ей совсем не в радость.
– Несколько лет назад мы с семьей переехали сюда из Каховского района, – рассказывает Людмила. – Купили в селе дом за 10 тысяч гривен. Раньше в нем жили Гуры. И Татьяну Ильиничну, и ее мужа хорошо знаю, много лет дружила с их дочкой Светланой. В хату мы въехали сразу, потому что она пустовала, ведь к тому времени Гуры уже жили в Новой Кубани. Хозяйка предупредила, что с оформлением документов придется немного подождать, поскольку она как раз меняла паспорт. Ждем. И вдруг получаем из одного из херсонских кредитных обществ письмо, где черным по белому написано: дом Гурами заложен. Мы к ним. Не переживайте, никто вас не тронет, мы вот-вот кредит погасим, успокаивает тетя Таня. Потом она оказалась в больнице, мы еще месяц ждали. А потом… исчезла. Кредитное общество нас уведомило, что выставляет хату на аукцион за 20 тысяч гривен, и мы можем ее купить. Но ведь у нас есть расписки Гуры, что мы за дом рассчитались.
– Это еще цветочки, – зло говорит Сергей, Людин муж. – Потому что вскоре приезжают из другого банка. Наше жилье и там в залоге. Однажды иномарка по нашим разбитым улицам притряслась аж за 700 километров. Тоже, оказалось, банкиры, ищут Гуру. Так матерились! Фермерша задолжала им шесть миллионов гривен! Как ей удавалось всех за нос водить? Просто удивляюсь. Хотя нас же водила, а мы верили… Я не пойму другого: с моей тещей и тестем семья Гуры много лет дружили. У Татьяны в кармане огромные суммы уже лежали, но все мало – она и нас не пожалела. Знала ведь, вышвырнут с детьми рано или поздно на улицу. Ладно банки, там денег много, но как можно с ближнего снимать последнюю рубашку?! Не будет ей счастья с ее украденными деньгами! Стольким людям беду принесла! В каждой хате ее проклинают!
– Татьяну Ильиничну знаю хорошо, – присоединяется к нашему разговору еще один местный житель Николай Овсиенко. – Когда она была в здешнем колхозе главным зоотехником, я трактористом работал в непосредственном ее подчинении. Авторитетная женщина! Муж ее парторгом в колхозе был. В голове не укладывается, как на такую авантюру могла пойти. Что говорить о чужих, если родного супруга обманула, бросила. Поехала в Киев дела решать, и все! Только пижама под подушкой мужу на память и осталась…
В Малой Кубани иного мнения. Муж и сын охотницы за миллионами, говорят в селе, совсем не похожи на людей, которые встревожены длительным отсутствием близкого человека. К тому же перед своим исчезновением Татьяна сделала им подарки: сыну купила новенький автомобиль «Дэу», а супругу – пассажирскую «Газель», на которой он сейчас в райцентре таксует.
– Забралась где-то в подвал и сидит на мешках с деньгами, – строят предположения люди. – Или лежит на пляже где-то в Испании.
Татьяну Гуру в розыск объявил Суворовский районный суд города Херсон. За это время у нее родилось двое внуков, и те, кто хорошо знает фермершу, уверены: новоиспеченная бабушка где-то поблизости и регулярно встречается с родными. В Энергодаре Запорожской области у Гуры живет дочка, и один раз она, уже находясь в розыске, приезжала туда проведать Светлану. Гостила два дня, но задержать предпринимательницу не удалось.
– Самое поразительное, что Татьяна очень тщательно готовилась к нелегальному положению, – замечает оперативник Юрий Груша. – Она не только продала принадлежащую ей собственность, но и основательно почистила фотоальбомы всех ближайших родственников: нигде фотографий Гуры найти не удалось. Преступление, которое ей вменяется, предусматривает наказание от 5 до 12 лет лишения свободы. Насколько нам известно, за территорию Украины подозреваемая пока не выезжала.
Что же касается банков, которым Гура нанесла колоссальный ущерб, то они сейчас через суды пытаются вернуть себе хоть что-то, забирая имущество у людей, согласившихся помочь фермерше в получении кредитов. В отношении председателя правления одного из банков и его зама возбуждено уголовное дело за злоупотребление служебным положением, которое потом переквалифицировали на более мягкую статью – «халатность». Ведь одного звонка банкиров в тот или иной сельский совет было достаточно, чтобы убедиться – заемщики никакие не «капиталисты», а беднейшие крестьяне, у которых не то что комбайнов и тракторов, но даже старенького велосипеда нет.
Людмила Трибушная, “ФАКТЫ”
Tweet