Уроки истории: как и когда возникла Черная пятница

Black Friday — это день массовых распродаж и скидок, который изначально проходил в последнюю пятницу ноября в США. Этот день стал неотъемлемой частью потребительской культуры, его популярность значительно возросла с конца 20-го века, распространяясь на другие страны. Однако сама идея Черной пятницы, как дня шопинга, имеет интересную историю.

Black Friday

Ранние упоминания Черной пятницы

Блэк фрайдэй как день распродаж не существовала до середины XX века. Вначале термин использовался в другом контексте:

  1. До 1960-х годов его употребляли полицейские в Филадельфии для обозначения состояния хаоса в городе накануне большого футбольного матча, который проходил в эту пятницу. Полицейские сообщали о перегрузке на дорогах, большом количестве преступлений, аварий и других беспорядков, связанных с этим событием.
  2. С 1960-х годов термин приобрел другой смысл, который связан с ритейлом. Это случилось после того, как владельцы магазинов и бизнесмены начали использовать его для обозначения дня, когда они начинают получать прибыль. В бухгалтерии было принято вести отчеты с использованием цветовой кодировки: красный цвет символизирует убытки, а черный — прибыль. В день после Дня благодарения, традиционным период для начала рождественских распродаж, магазины начинают генерировать доход и, таким образом, переходят в «черную зону».

Сегодня Черная пятница символизирует начало самого активного потребительского сезона в году и стала важной вехой в преддверии рождественских праздников. Стать участниками грандиозной распродажи могут покупатели во всем мире. Узнать, на какие даты приходится Черная пятница 2024 в Украине, можно по ссылке. В пресс-релизе также детально прописаны все особенности ее проведения.

Появление Black Friday как массового явления

С 1960-х годов Черная пятница стала популярной в США. Но настоящий взлет она пережила в 1980-ые годы, когда начали активно развиваться крупные торговые сети и маркетинговые стратегии. В 1975 году крупные магазины Америки начали предлагать значительные скидки в пятницу после Дня благодарения, чтобы привлекать покупателей. С тех пор распродажа начала развиваться в масштабах всей страны, а потом и за рубежом.

Маркетинг и цифровая революция

С развитием интернета и электронной коммерции в 2000-х годах Блэк фрайдей вышла за пределы офлайн магазинов. В 2005 году Amazon и другие интернет-платформы начали предлагать скидки в Черную пятницу. В дальнейшем онлайн-торговля все больше стала конкурировать с традиционными торговыми точками, а Cyber Monday (первый понедельник после Черной пятницы), ставший днем онлайн-распродаж, дополнительно увеличил масштаб праздничной торговли.

You may also like...