Третья мировая: война всех против всех
Война всех против всех уже идёт. Сейчас в основном бедные воюют против бедных. Завтра — кто знает? Какие конфликты могут разгореться в мире в ближайшее время.
Вспышка напряженности на Корейском полуострове вновь породила разговоры о войне, которая может начаться чуть ли не завтра. «Какая такая война, побойтесь бога. Никто ни с кем воевать не собирается уже лет так сорок. Обычные местные дела», — пишет в своём блоге известный специалист по Корее Андрей Ланьков.
Действительно, большая часть экспертов сходится в этом мнении: ни о какой «горячей» войне речи пока не идёт.
Действительно больших войн в мире не случалось последние 65 лет. С распространением ядерного оружия все конфликты и территориальные споры не перерастают локального характера. Однако, за более чем полвека положение и силы держав существенно изменились. Многие проблемы оказались «подмороженными» ещё с того времени.
Больших войн не было, но её вполне заменяла «холодная»: мир жил на грани ядерной катастрофы, которая могла случится буквально в любую минуту. Несколько раз ситуация была на грани, куда серьёзнее, чем нынешние события на Корейском полуострове. Один только «Карибский кризис» чего стоил. Этот страх мгновенного взаимного уничтожения зафиксирован в многочисленных фильмах, книгах, а в последнее время — и компьютерных играх вроде Fallout’а.
При этом не сказать, что карта мира всё это время оставалась статичной: страх страхом, а люди продолжали воевать. Количество независимых государств росло вплоть до конца XX века. Распад колониальных империй, вслед за этим — падение СССР и Югославии. Каждая из этих «геополитических катастроф», в свою очередь, порождала свои противостояния.
Сейчас на планете фиксируется свыше трёхсот войн и вооружённых конфликтов. Здесь и бесконечные неоколониальные войны, которые ведут США, территориальные междоусобицы и действия сепаратистов. Ещё больше — территориальных претензий стран друг к другу, споров из-за неурегулированных границ. Кроме того, в каждой стране есть радикальные группировки, мечтающие о «Великой (подставить Название) от океана до океана».
Согласно последнему замеру «Барометра конфликтов», который ведут учёные Гейдельбергского университета, в мире насчитывается 365 политических конфликтов. Среди них – семь войн и 24 серьёзных кризиса, 31 конфликт протекает с массовым применением насилия. Периодические вспышки насилия зарегистрированы в 112 случаях, согласно классификации исследователей таким конфликтам присвоен статус «кризис».
Так или иначе, отмечают учёные, большая часть политических споров носит ненасильственный характер – 108 случаев отнесены к «потенциальным», ещё 114 – к «явным» конфликтам.
По сравнению с предыдущим, 2008 годом, число угроз немного подросло – с 353 до 365, десять пунктов прибавила категория «ненасильственных» конфликтов, и столько же – «кризисных». А вот число войн и серьёзных кризисов, напротив, уменьшилось – в 2008 было 9 войн и 30 критических ситуаций, а в 2009 число мест, где из-за политики массово гибнут люди, уменьшилось до 31.
Четыре войны прошли свой пик и постепенно угасали: в Афганистане, где воевал Талибан, Сомали – там буйствовали группы исламистов, и Шри-Ланка, где после гибели лидера начали сдаваться Тигры освобождения Тамил-Илама. Конфликт в Пакистане тоже постепенно угасал.
Ещё три войны – между Палестиной и Израилем, В Пакистане между Талибаном и племенами и восстание Аль-Хути в Йемене ранее классифицировалось как серьёзный кризис.
Учёные Гейдельбергского университета мониторят число конфликтов, начиная с 1945 года. За это время число неурегулированных проблем постоянно росло – с 82 до нынешних 365. Конечно, это увеличение связано и с тем фактом, что информация о конфликтах стала доступнее. Что касается политических споров, связанных с насилием, то массовый всплеск произошёл в 1992 году, после распада Советского Союза. Тогда был достигнут исторический максимум – 52 противостояния. Позже эта цифра быстро уменьшалась, чтобы опять вырасти в 2004 году. Последние 5 лет этот показатель колеблется между 30 и 40. В целом учёные оценивали 2009 год как бурный, однако, считали, что это временное явление, и в целом планета стремится к миру.
Исследователи отмечают, что большая часть конфликтов происходит внутри государств, противостояния между странами – редкость. Зарегистрировано 92 спора между различными государствами, причём большая часть не связана с агрессией. Кровь проливается в конфликтах между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха, между Чадом и Суданом, Пакистаном и Индией, и Таиландом и Камбоджей. Кроме того, в том же году зарегистрировано боевое столкновение между Северной и Южной Кореями – напомним, тогда подводная лодка КНДР потопила судно Республики Корея. Последний по интенсивности конфликт – выдавливание Доминиканской Республикой беженцев из Гаити.
При анализе, затрагивающем более длительный период, видно, что чаще всего насилие применяется внутри государств в конфликтах, которые длятся много лет.
Несмотря на кажущуюся «мирность» межгосударственных отношений, при изучении статистики становится понятно, что у десятков государств есть неурегулированные территориальные споры. Маловероятно, что какой-то из этих конфликтов разгорится до настоящей войны. Однако, можно ожидать всякого – никто, например, не мог предвидеть боевые столкновения между Россией и Грузией в 2008 году.
Кроме того, многие неурегулированные споры носят не только территориально-ресурсный, но и идеологический характер. В пример можно привести вражду мусульманских государств и Израиля, ту же Северную и Южную Кореи, и так далее.
Что удивительно, Россия занимает первое место в мире по числу конфликтов как внутри страны, так и с другими государствами.
Список стоит привести полностью:
- «Серьёзный кризис» в Чечне
- «Серьёзный кризис» в Ингушетии
- Кризис в Дагестане
- Кризис в Кабардино-Балкарии
- Кризис в Карачаево-Черкесии
- Кризис в Северной Осетии
- Конфликт власти с оппозицией
- Конфликт с Эстонией
- Конфликт с Грузией
- Многосторонний конфликт с Казахстаном, Ираном, и Туркменией вокруг акватории Каспийского моря
- Конфликт с Латвией
- Многосторонний конфликт с США, Канадой, Норвегией и Данией по поводу раздела Арктики
- Конфликт с Украиной
- Конфликт с США вокруг систем противоракетной обороны
- Конфликт с Японией вокруг Курильских островов
- Последний конфликт – с Норвегией по поводу раздела акватории Баренцева моря – разрешился несколько месяцев назад.
Кстати, столь конфликтных стран в мире немного – по числу внутренних проблем Россию, безусловно, опережает Индия. По общему числу политических противостояний РФ сравнима с некоторыми африканскими странами, вроде Нигерии. К тому же, как отмечалось выше, большое количество конфликтов породил распад СССР, и последовавший за ним распад Югославии. Из 66 внутриевропейских конфликтов едва ли не две трети – последствия этих двух «геополитических катастроф».
Впрочем, исследование сотрудников Гейдельбергского университета можно счесть слишком дотошным. Скажем, общественная организация globalsecurity.org в своём списке приводит 37 вооружённых конфликтов, актуальных на данный момент. Перечень горячих точек существенно отличается от того, что опубликовали немецкие учёные. В то же время программа мониторинга Уппсальского университета даёт по состоянию на 2009 год следующие цифры: 29 внутригосударственных конфликтов, 0 межгосударственных и 9 интернациональных.
Ещё одна группа отслеживает международную напряжённость «в режиме онлайн». Согласно критериям «Daily News on Wars in the World and on New States», на данный момент с оружием в руках выступают 154 группы в 46 странах мира.
Что обращает на себя внимание — большая часть конфликтов имеет долгую историю. Многие сепаратисты, исламисты, радикальные революционеры перешли от слов к делу десятки лет назад. Взять тот же конфликт между Южной и Северной Кореей — по оценкам специалистов «это первая крупная горячая точка холодной войны». Холодная война кончилась, а её последствия остались. Таким образом можно констатировать, что неразрешимые противоречия на планете возникают чаще, чем решаются миром.
Кто начинает конфликты и стоит за мировой напряжённостью?
Во всякой войне есть выгодоприобретатели, и часто сторон, заинтересованных в конфликте больше, чем одна. По статистике чаще всего за оружие берутся фундаменталисты всех сортов — от исламских («религия мира» — абсолютный лидер) до коммунистических. Кто их поддерживает? Наркокартели, производители и поставщики оружия, всевозможные «Викторы Буты», которые, в свою очередь, продвигают интересы правительств тех развитых стран, которые они обслуживают.
Так или иначе, стоит признать, миром во всём мире на планете не пахнет. Конечно, ни конфликт между племенами в Пакистане, ни движение «Боко Харам» в Нигерии, ни нынешний кризис на Корейском полуострове не заставят вступить в открытый конфликт между собой крупные державы. А, следовательно, Третьей мировой в том виде, как она представляется режиссёрам фильмов-катастроф, не будет. Зато мы можем наблюдать, как равно бедные и богатые страны запутываются в хитросплетениях разнообразных конфликтов. И как всё чаще подобные вопросы решают применением силы. Война никогда не останавливается, и кто знает, в какой стране новый Гаврила Принцип выстрелит в эрцгерцора Фердинанда. Война всех против всех уже идёт. Сейчас в основном бедные воюют против бедных. Завтра — кто знает?
Автор: Дмитрий Трещанин, Свободная пресса