Полицейские менты
За те дни, прошедшие после официального окончания переаттестации, в новостные ленты попали уже десятки сообщений о преступлениях, совершенных новоявленными полицейскими. Правозащитники не отмечают падения уровня преступности среди сотрудников МВД и не ожидают его в ближайшем будущем, поскольку отбор кандидатов в полицейские проходил по критериям, обществу не известным.
Уровень преступности среди сотрудников МВД после переаттестации не снижается
Переаттестованные полицейские позволяют себе расслабиться. Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН
Среди факторов, которые могут повлиять на ситуацию, эксперты называют боязнь не пройти переаттестацию, которая де-факто еще продолжается: по словам собеседников «НИ», только в Москве ее не прошли сотни милиционеров. Другим фактором является сокращение численности самих сотрудников МВД. Однако последнее может привести к росту преступности уже вне МВД.
Верят ли читатели в то, что полиция бережет их лучше, чем милиция, – ответ мы попытались получить при помощи проведенного на сайте газеты «Новые Известия» опроса. Более половины респондентов ответили, что полиция от милиции не отличается. Четверть считают, что экзамены заставили сотрудников МВД стать более изобретательными в получении взяток. 15% опрошенных утверждают, что полицейские ведут себя более грубо и нагло, чем милиционеры. И только 5% отметили, что МВД изменилось в лучшую сторону: его сотрудники стали более вежливыми, опрятными, подтянутыми и законопослушными.
Как рассказал «НИ» заместитель директора Аналитического центра Юрия Левады Алексей Гражданкин, исследования, проведенные в масштабах всей страны, также показывают, что большинство россиян не замечают изменений после переаттестации в МВД. Не испытывают доверия к полиции, по словам эксперта, 73% граждан: 43% считают, что обновленные органы не вполне заслуживает доверия, 30% уверены, что полиция точно не заслуживает доверия. По данным «Левада-Центра», когда у ведомства сменилось название, ему стали доверять на 1% граждан больше. «Обычно изменения, если они не несут прямой угрозы кошельку и не сильно критикуются СМИ, воспринимаются людьми положительно», – пояснил «НИ» социолог.
Взятки не гладки
Генеральный прокурор Юрий Чайка еще в 2010 году заявил о том, что самыми коррумпированными в стране являются сотрудники МВД. Поскольку с 1 августа, то есть с момента, когда переаттестация официально завершилась, не прошло ни дня, чтобы СМИ не сообщали о случаях, когда полицейские берут взятки, можно полагать, что МВД в этом вопросе своего первенства никому не уступило.
Буквально вчера Следственный комитет России по Ростовской области возбудил уголовное дело против участкового одного из ОВД в Ростове-на-Дону. По данным следствия, он предложил подозреваемым заплатить 60 тыс. рублей за решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
8 августа СК РФ по Нижегородской области возбудил уголовное дело в отношении оперативного сотрудника районного УВД. По версии следствия, за 5,5 тыс. рублей он согласился закрыть глаза на организацию точки продажи ворованных мобильников. С владельцами точки он договорился о ежемесячных выплатах ему.
7 августа было возбуждено уголовное дело в отношении начальника отделения ГИБДД по Пионерскому округу Калининграда. По версии следствия, он получил взятку в размере двух тыс. рублей за выдачу талона техосмотра наавтомобиль.
Все подобные появляющиеся в СМИ новости публикует на сайте общественного движения «За права человека» его член Артем Кубышкин. Он отметил, что их количество неизменно. «Новостей о мелких правонарушениях сотрудников МВД вроде оформления себе фиктивных отпускных стало меньше, – рассказал «НИ» эксперт. – Сообщений о серьезных преступлениях по-прежнему около пяти в день».
Почти так же часто общественность узнает о случаях, когда полицейские отказываются от взяток, и под следствием оказываются только те, кто их предложил. Продажного мента с высоконравственным сотрудником полиции перепутал, например, 68-летний житель Свердловской области. Он приехал в Орловскую область с просроченными правами и решил по привычке дать 1,5 тыс. рублей начальнику местного отделения ГИБДД. 8 августа Следственный комитет РФ по Орловской области возбудил против пенсионера уголовное дело по статье 291 УК РФ «Дача взятки».
28 июля состоялся суд над туляком Михаилом Гончаренко, передавшим старшему уполномоченному уголовного розыска 500 рублей, чтобы тот не привлекал его к уголовной ответственности. Чтобы отбить у него охоту вводить в искушение полицейских, Ефремовский районный суд Тулы приговорил его к лишению свободы на два года и два месяца, а также к штрафу в пять тыс. рублей.
Берегись автомобиля МВД
На счету уже переаттестованных полицейских жизни нескольких человек, погибших в ДТП с участием их автомобилей.
Так, 29 июня в Подмосковье инспектор ДПС на личном автомобиле Mazda 5 сбил девушку, находившуюся на обочине. По данным правоохранительных органов, на обочину он выехал, пытаясь избежать столкновения с двигавшейся впереди машиной. Пострадавшая скончалась на месте.
29 июня было возбуждено уголовное дело в отношении инспектора ГИБДД, который в поселке Таксимо в Бурятии выехал на встречную полосу на личном автомобиле Mitsubishi Pajero и совершил лобовое столкновение с «Жигулями». В результате ДТП водитель и один из пассажиров автомобиля «ВАЗ» скончались на месте, двое других пассажиров получили травмы.
Полицейские методы
В межрегиональную общественную организацию «Комитет против пыток» (главный офис – в Нижнем Новгороде) поступают обращения из пяти регионов: Нижегородской и Оренбургской областей, республик Башкортостан и Марий Эл, а также Чечни. Как рассказал «НИ» пресс-секретарь организации Станислав Луговой, в июле к ним за помощью обратились 903 человека – на 50 человек больше, чем в январе. «Так что положительной динамики в связи с переаттестацией мы не наблюдаем, – отметил наш собеседник. – Скорее она отрицательная».
Стали часто фиксироваться случаи избиений полицейскими детей. 4 августа Следственный комитет РФ по Кировской области возбудил уголовное дело в отношении майора полиции Николая Перминова по статье «Побои». По данным ведомства, он несколько раз ударил по лицу и голове шестилетнего мальчика. На этого ребенка полицейскому пожаловался его сын, который ходил с пострадавшим в один детский сад.
Достается и взрослым. Причем безнаказанно. Так, 4 августа стало известно, что прекращено уголовное дело в отношении главы ГИБДД Приморья Александра Лысенко, избившего стритрейсера Ярослава Горбенко. Даже несмотря на то, что друзья гонщика предоставили правоохранительным органам видеозапись того, как высокопоставленный чиновник дает гонщику подзатыльник и таскает его за ухо.
29 июля Следственный комитет по Москве возбудил уголовное дело в отношении полковника Эдуарда Ляшева и старшего лейтенанта Анатолия Карпова – сотрудников убойного отдела Южного округа Москвы. По данным следствия, 21 июля эти полицейские выехали по вызову сотрудников ППС, задержавших четырех граждан КНДР, которые везли в багажнике труп. Карпов и Ляшев проводили допрос задержанных, нанося им побои и поджигая зажигалкой.
Председатель межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков отмечает, что во время проведения акций протеста полицейские вели себя еще более жестоко, чем милиционеры. «Во время акций протеста в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Смоленске задержаний стало больше, и они были более жесткими, – рассказал он «НИ». – Это прямое нарушение не только Конституции, но и нового закона «О полиции». В нем есть как раз положения, защищающие участников акций. Например, запрещено разгонять публичные мероприятия, если они проводятся без насилия».
3 августа несколько десятков правозащитников, общественных деятелей и журналистов, среди которых Лев Пономарев, Борис Стругацкий, Светлана Ганнушкина, потребовали в связи с возросшим уровнем насилия по отношению к демонстрантам отставки начальников управлений МВД по Москве и Санкт-Петербургу. В обращении к властям правозащитники перечислили самые жестокие преступления, которые полиция совершила при задержании участников несогласованных акций протеста.
«В Москве при силовой посадке в полицейский автобус на ходу была сломана рука активисту движения «Солидарность» Алексею Давыдову. Полицией были избиты демонстранты, в том числе девушки. Избиения происходили и в отделе внутренних дел, – говорится в документе. – В Санкт-Петербурге в 64-м отделении полиции жестоко избит руководитель правозащитной организации «Союз политзаключенных» Максим Громов, он госпитализирован с сотрясением мозга и находится под полицейской охраной в палате».
В честь мундира
«Обычно к нам поступало около трех заявлений о произволе сотрудников МВД в месяц, – рассказал «НИ» пресс-секретарь Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов. – В разгар переаттестации (в мае – июне) не было ни одного». Булат Мухамеджанов связывает это с тем, что кандидаты в полицейские, боясь не пройти экзамены, старались соблюдать закон. Зато за последние три недели в центр поступило четыре жалобы на произвол полицейских, прошедших переаттестацию.
Председатель профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин также считает, что боязнь не быть переаттестованным была фактором, снизившим уровень преступности в МВД. По его мнению, сотрудники полиции еще не до конца развязали себе руки, поскольку многие из них до сих пор боятся не пройти переаттестацию: де-факто она продолжается. «Только в Москве сотни, если не тысячи сотрудников МВД не переаттестованы, – рассказал он «НИ». – Когда все это будет позади, преступлений будет больше. Статистику может улучшить сокращение численности самих сотрудников полиции».
«В последние месяцы мы наблюдаем всплеск бандитизма и уличной преступности», – заявил «НИ» председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Евгений Архипов. «Все коррупционные вертикали в МВД остались», – говорит «НИ» лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. «Обществу до сих пор не известны критерии, по которым происходил отбор кандидатов в полицейские, – отметила в беседе с «НИ» президент фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина. – Поэтому надежды на то, что станет лучше, безосновательны».
Правозащитники считают, что переаттестация может привести даже к повышению уровня преступности – уже вне МВД. Многие отделы, по словам экспертов, оказались в катастрофическом положении. «Работать стало невозможно, – рассказал «НИ» Михаил Пашкин. – Народу мало, а преступлений столько же. Сейчас в московское ГИБДД даже из регионов люди отказываются переходить, несмотря на все деньги. Потому что это работа без выходных. Без выходных работают участковые, опера, ППС». Тревогу забил даже глава Счетной палаты Сергей Степашин: «Самыми неукомплектованными из всех оперативных подразделений оказались ДПС и ГИБДД: 61% и 21% соответственно», – сообщил он 5 августа на встрече с президентом Дмитрием Медведевым.
Автор: СВЕТЛАНА БАШАРОВА. НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Tweet