Путешествие из России в Украину: «Як статы доброй людыной…»

Ну или типа того: мои познания в украинском эсперанто ещё не достигли высот даже хинди. Тем не менее, название должно было (в идеале) означать: «Как стать хорошим человеком». Впрочем, вы итак уже догадались: ниже следуют обещанные рекомендации для максимально вазелинного анабасиса в прекрасную, ласковую и гостеприимную Незалежную.

Итак. Общаться с чиновниками вам придется в двух ситуациях: на границе и с дэпээсниками. Когда-то, пару-тройку лет назад, существовала ещё химера по имени »экологический контроль», когда тебя останавливали полосатой самопальной палочкой хлопцы в экзотической униформе, но в кедах или кроссовках и пытались срубить капусту на почве борьбы за озеленение родного края.

Экологических полицаев очень все быстро научились посылать на хрен (не без помощи Рунета, в котором регулярно размещались инструкции на тему того, какие эти »экологи» туфтоеды и фэйки), поэтому они также быстро и самоликвидировались. Во всяком случае, ни в прошлом году, ни в этом я живых »экологов» на дорогах не видел.

Так что остаются таможенники и дэпээсники (последних, кстати, тоже как-то незаметно и недавно, переименовали на россиянский лад: раньше ведь самоназвание было «ДАI» — дорожная автоинспекция, но, видимо, слишком уж прямолинейно и укоризненно звучала аббревиатура — решили избавиться непотихэсеньку… нет, не так…по пырому… нет… а, вот — швыдко!). И таможенники, и дэпээсники на Украине в своей репрезентативной массе — ОЧЕНЬ приятные для общения люди.

Говорю это без малейшего ёрничанья и юродства. Они, как бы это точнее выразиться, ортодоксальней своих российских накурников, домашнее их, и оттого — общаться с ними уютнее и понятнее. Почему так вышло, я не знаю: вроде история у нас общая, государство тоже до самого последнего времени было общим, традиции общие, манеры общие и тенденции нового времени тоже схожие. Между тем поведение таможенников и дэпээсников по ту и эту сторону границы разительно отличается.

Как это проявляется на практике? Очень просто: в России давать деньги, чтобы оставили в покое, ГОРАЗДО сложнее! В разы сложнее, хотя, разумеется, также возможно. Дело даже не в несоизмеримых пропорциях «отступного» (в России, особенно на дорогах, эти пропорции достигают сегодня каких-то фантасмагорических цифр, причем, чем ближе к Новой Рязани, тем порядок этих цифр выше), а в ЛЁГКОСТИ общения! Украинские чиновники, повторюсь, домашние, уютные и понятные.

Они душевные какие-то. Заголовок поста, межу прочим, как раз и родился из фразы одного прекрасного таможенника, который глянул на мою опытную рожу (восемь лет кряду — туда-сюда через границы по 10 раз каждый сезон!) и точно заметил: «Бачу, говорит, что вы, пан, добра людына и всё знаете и разумеете, и можем обойтись без досмотра!».

«Точно, говорю, какой может быть досмотр, когда люди сошлись хорошие?!». И всё, больше ничего. Только, бога ради, не нужно торговаться и обижать людей: если вы добрая людына, то должны знать таксу ЗАРАНЕЕ, потому как если начнете спрашивать: «Сколько?» да «Можно подешевле?» — сразу и проколетесь: никакая вы не добрая людына, а только закашиваете, хотите втереться в доверие.

Собственно, для этого я пост и пишу — дабы уберечь читателей от неправильного поведения: если вы не хотите два часа жмуриться на солнце, пока вашу машину методично шмонают, поступайте следующим образом: широко и открыто улыбаясь, демонстрируя всем своим видом отсутствие имперских амбиций и понтов (ЭТО на Украине чиновники НЕНАВИДЯТ больше всего: не дай вам бог дать волю москальской столичной наглости и высокомерию — потом будете локти кусать и проклинать свои понты до окончания смены на таможне!), говорите прямым текстом: «Я, пан, добрая людына!» и скромно и неприметно вкладываете в паспорт 100 гривен (вертеть деньгой перед носом тоже категорически не рекомендуется!).

Не нужно больше, не нужно меньше. К сумме этой я, разумеется, пришёл не сразу, а эмпирически. В первый раз дал 50 гривен, но меня мягко поправили: пояснили, что есть ещё напарник, так что «добрая людына» умножает всегда 50 на два. Получается 100.

Одно из самых любимых моих занятий — слушать рассказы главного редактора «Бизнес-журнала» и моего замечательного друга Дениса Викторова о том, как его «Гранд Витару» регулярно и часами разбирают по винтикам на каждой украинской таможне. Ума не приложу, ЧТО там умудряется Викторов такого неправильного ГОВОРИТЬ, потому что у меня прохождение пограничного незалежного поста НИКОГДА не занимало более 30 минут — это под ключ: с регистрацией собаки (тут можно варьировать: от 40 до 80 гривен) и оформлением страховки (в текущем сезоне месяц стоит 1000 рублей, на большее не соглашайтесь и оформляйте на Украине, а не в России, потому что у нас это сейчас ровно в два раза дороже, В прошлом году, кстати, было наоборот — у нас украинская страховка была дешевле), от шлагбаума, так сказать, до шлагбаума.

Теперь дэпээсники. Дороги на Украине, как вы наверняка уже все знаете, гораздо лучше, чем у нас на родине, и, как правило, сложностей не вызывают. Скажем, на всей трассе от Киева до Одессы в этом году вывесили знак скорости 110 км в час (раньше было только 90), поэтому все топят педаль по полной. Но есть исключения: например, полностью отремонтированная в этом году трасса, соединяющая границу (КПП Бачивск) и Копти. По этой трассе идет 90% трафика из России на Киев и дальше на Одессу, поэтому всем стоит знать об одной хитрости.

Поскольку я «добра людына», мне на прощанье сказали таможенные люди, чтобы не гнал и что радар расположен сразу же за первым холмом. Я сказал «дюкую» и честно выкатил на холм на скорости 94 километра в час. Меня также честно остановили, ласково пригласили в будку и показали на супер-пупер современном мониторе запись моего «полета» с указанием скорости. «Ну и чо?!! Я же вам тоже сказал, что ехал в пределах нормы». «Нииии!, — ласково улыбнулся пан дэпээсник, — не в пределах. Там перед пригорочком есть в закутке знак такой, на котором нарисована цифра «50!». «????? На магистрали?! 50?».

Короче, господа товарищи: ВСЯ трасса на протяжении 260 километров до Коптей, хоть и выглядит как зеркало, имеет, тем не менее, статус ремонтируемой дороги (по памяти с прошлого года, хотя из всех ужасных объездов — один такой описывал в «Голубятне» — остался только один маленький за Нежиным), поэтому по закону ограничение скорости 50 распространяется на ВСЮ магистраль! «Но мы не звери, — сказал пан дэпээсник, — поэтому не штрафуем повсюду, только на постах и там где сохранились знаки «50», правда, их посбивали почти везде ;-)))»

Самое важное: с осени прошлого года на Украине ввели — опять же: по примеру Одной Шестой Суши — чудовищные штрафы за нарушение ПДД. Скажем, если раньше любое нарушение скоростного режима означало 20 гривен и «ну я поехал дальше!», то теперь всё гораздо запущенней. Скажем, за мои 94 километра в час, я получил «превышение скоростного режима на 30 км», а это 255 гривен официального штрафа!

Самое жуткое, что превышение разрешенной скорости на 50 км наказывается уже исправительными работами в течение полугода или лишением прав или … можете себе представить размер «отступного»! А ведь при знаке ограничения скорости «50», для того, чтобы нарваться на «исправительные работы», всего-то нужно было ехать со скоростью 101 км в час!

Закончу с чего начал: если вы «добра людына» и не за…паетесь, то пан дэпээсник непременно оценит вашу сознательность и не будет хулиганить. Мне вот сказали: «Вижу, вы добра людына, поэтому, учитывая рабоче-крестьянское происхождение…». В общем, 100 гривен. Тем не менее, согласитесь, сумма уже неприятная (500 рублей), так что лучше ездить помедленней!

Сергей Голубицкий, Россия, Компьютерра

Читайте также: