Киев техногенный или Рукотворные угрозы столицы
Техносфера – как единая система машин и технической культуры – давно стала одним из ведущих элементов в жизни людей: ее развитие сегодня – это необходимое условие для выживания человечества. Но 85,8% украинцев не чувствуют себя защищенными от возникновения техногенных катастроф*. При этом любой многомиллионный город техногенные опасности подстерегают практически повсюду: аварии на промышленных объектах, на транспорте и коммуникациях инфраструктуры, пожары, взрывы, высвобождение различных видов энергии. Расскажем об угрозах Киева.
В Киеве вероятность возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф), несущих угрозу для человека, экономики и окружающей среды, увеличивается из-за совокупности сразу нескольких факторов. Прежде всего, наличия крупных промышленных объектов, большинство из которых являются потенциально опасными, большой протяженности сетей транспортных и инфраструктурных коммуникаций, месторасположения мощных энергетических объектов, и, конечно же, использования потенциально опасных веществ на производственных предприятиях (и в настоящем, и в прошлом).
Основными промышленными «загрязнителями» (то есть, потенциально опасными техногенными объектами) Киева, действующими на сегодняшний день, считаются такие предприятия, как Бортническая станция аэрации, «Радон», «Радикал», «Запад», ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, Дарницкая ТЭЦ и целый ряд других. Проблема заключается еще и в том, что из-за неподготовленности киевлян к защите от техногенных угроз, при возникновении техногенных аварий и катастроф риски летального исхода резко возрастают.
Потенциальные угрозы
По информации аналитико-исследовательского центра Института города, к наиболее потенциально опасным объектам, авария на которых может обернуться для Киева техногенной катастрофой, относятся: Бортническая станция аэрации, Главный городской коллектор, левобережная дамба Киевской ГЭС, мостовой переход на Киевском водохранилище, пункты хранения радиоактивных отходов в столице и… панельные дома-хрущевки.
Самой опасной для окружающей среды как Киева, так и всего Поднепровья является Бортническая станция аэрации, которая является единой системой очистительных сооружений стоковых канализационных вод Киева и осуществляет очистку сточных вод столицы. Первая ее очередь была введена в эксплуатацию еще в 1965 году. В настоящее время БСА кроме киевских сточных вод, принимает и очищает 18 млн. 300 тыс. кубометров стоков в год, которые поступают из городов и поселков Киевской области (Ирпень, Вишневое, Ворзель, Гостомель, Борисполь, Вышгород, Буча и Коцюбинское). Проектная мощность станции – 1,8 млн. кубометров сточных вод в сутки. Фактически, ежесуточно очищается 800–950 тыс. куб. метров сточных вод.
На сегодняшний день, по данным Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, все три блока очистки стоковых вод и вспомогательных цехов Бортнической станции отработали свой амортизационный ресурс в среднем на 90% и, соответственно, нуждаются в серьезной реконструкции и модернизации. Дальнейшая эксплуатация БСА в ее нынешнем виде вполне может стать причиной техногенной аварии. В частности, эксплуатация существующих иловых полей (на БСА скопилось порядка 8 млн. кубометров ила) может привести к прорыву дамбы, поскольку фактический объем осадков уже в два раза превышает проектную нагрузку.
В случае аварии на БСА канализационные стоки – объемом около 400–500 куб. м в сутки – будут сливаться в Днепр. Если прорвет одну из дамб на БСА, города, расположенные ниже по Днепру (Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье), получат питьевую воду со столичными фекалиями. По оценкам специалистов, прорыв дамб может привести к полному затоплению прилегающей территории: сел Гнедин и Ревне, площадью свыше 2 тыс. га. В феврале 2008 г. уже был небольшой прорыв, но эта грязь вышла лишь на сельхозугодия.
Что касается Киева, то если не будет места для сброса ила, может остановиться канализация, а вместе с ней и все городское водное хозяйство. К тому же, поскольку основной забор воды для центральной части страны берется из Днепра, в случае крупной аварии на БСА может исчезнуть источник водоснабжения. И это будет уже катастрофа не только украинского, но и европейского масштаб (загрязнения по Днепру могут пойти и в Черное море).
В критическом состоянии находится правобережный канализационный коллектор, расчетный срок эксплуатации которого истек еще 10 лет назад. Он заполнен настолько, что проверить его реальное состояние невозможно. К тому же, более 30% от общей протяженности городской водопроводной сети (4064 км) нуждается в немедленной замене. Из-за дальнейшей амортизации водопроводных магистралей, давно отработавших назначенный им срок, аварии на коллекторе и трубопроводах становятся практически неминуемыми. Специалисты «АК «Киевводоканал»» подтверждают: столичная водопроводная сеть давно напоминает старое латаное одеяло, менять нужно практически все и немедленно. Однако строительство дублирующей ветки коллектора, начатой 16 лет назад (в 1993 году), до сих пор так и не завершено.
Перспективы выхода из строя главного (правобережного) коллектора могут оказаться весьма печальными: полгорода останется без канализации – прекратится сброс сточных вод с таких крупных жилых массивов, как Оболонь, Минский, Виноградарь, Куреневка, Крещатик, Печерск. В худшем случае, авария на коллекторе может привести к экологической катастрофе: миллионы кубометров фекалий попадут в Днепр. А если, к тому же, из строя выйдут поднепровские водозаборы, питьевой воды лишатся почти 35 млн украинцев.
Не так давно к старым канализационно-водопроводным проблемам добавились новые. Директор аналитическо-исследовательского центра Института города Александр Сергиенко серьезную угрозу видит в незаконном вымывании песка и застройке поймы рек. По его словам, уже сейчас в районе Телички (территории вдоль Днепра между Выдубичами и Корчеватым), на дне реки образовались ямы глубиной до 20 м, которые из-за течения способны «мигрировать» по руслу. Опасность в том, что если ямы подойдут к опорам Южного моста, те могут просто не выдержать и рухнуть. Кроме того, варварское вымывание песка и незаконная застройка Левобережной дамбы Киевской ГЭС и заводи Десны грозят затоплением левобережной части Киева.
По данным Украинской экологической ассоциации «Зеленый мир», застройка может привести к затоплению не только столицы, но и всей Восточной Украины. «При обильных осадках защитные сооружения просто не выдержат, – убежден эколог Владимир Довбух. – Эта земля находится в зоне водного фонда, и какое-либо строительство тут запрещено, но, несмотря на это, владельцы участков забивают сваи, перекрывая пути стоку воды. Катастрофа рано или поздно случится, ведь река подмывает земляную дамбу, а вода всегда найдет себе выход».
Кстати, Киевская ГЭС, появившаяся в 1964 году как военное укрепление, а не как источник электроэнергии, на сегодняшний день вообще дает сомнительную отдачу – количество, вырабатываемой ею электроэнергии сопоставимо с количеством, которое вырабатывает всего лишь один блок тепловой электростанции. В особом внимании нуждается мостовой переход большой окружной дороги через Киевское водохранилище, в котором замыто свыше 90 млн кубометров высокорадиоактивных илистых наслоений. Если этот слой будет нарушен, радиоактивная катастрофа, многократно превышающая Чернобыльскую, для городов Приднепровья окажется неизбежной. Еще в 2006 году международная экспертиза определила уровень аварийности дамбы – 93%.
После того, как в 2008 году киевский мэр запретил в дневное время проезд большегрузного транспорта по столице, «фуры» ринулись в объезд – на дамбу Киевского водохранилища, что еще больше усугубило техногенную проблему этого объекта. Высоту и ширину потока воды в случае прорыва дамбы эксперты предсказывать не берутся, отмечают лишь, что Левый берег зальет в считанные минуты (вода достигнет четвертого этажа домов). Учитывая «шаткую» конструкцию «хрущевок» и «чешек», многие дома на левом берегу могут просто не устоять. Эколог Юрий Самойленко говорит, что снижение воды на дамбе необходимо начинать уже сейчас. По его словам, при уменьшении уровня воды хотя бы на 10 сантиметров в год, берега Киевского моря начнут укрепляться, зарастать растительностью, соответственно, давление воды на плотину снизится.
Опасное наследство
Экологически опасные предприятия в столице давно уже не работают, но, несмотря на это, ее окраины превратились в свалку ядовитых веществ, доставшихся в наследство от СССР. Киев фактически «нашпигован» такими «минами», самыми опасными из которых считаются «Радон», «Запад» и «Радикал». Всего же, по оценкам экспертов, в Киеве насчитывается 514 потенциально опасных объектов с высокой степенью риска, среди них 39 химически опасных и 2 радиационно опасных – Институт ядерных исследований НАН Украины и спецкомбинат «Радон».
В могильнике радиоактивных отходов, расположенном в Пирогово («Радон»), захоронено порядка 3,6 тыс. т твердых радиоактивных отходов и 480 куб. м жидких радиоактивных отходов. Обещание городских властей перевезти отходы из Киева под Чернобыль (на комплекс «Вектор») остаются словами на протяжении последних уже 15 лет.
Среди жилых кварталов Академгородка – на территории бывшего секретного завода «Запад» – почти 20 лет хранятся свыше 100 контейнеров с бериллием. Естественно, существует опасность их разгерметизации и распространения частиц бериллия по Киеву и области.
Зона ртутного загрязнения столицы – это 12 га территории завода «Радикал» в районе станции метро «Лесная». С 1954 года на предприятии использовали ртуть для выпуска каустической соды, причем несовершенство технологии предполагало наличие «плановых утечек». Более 10 лет этого завода как такового не существует: «Радикал» был признан банкротом, но в 1996-1998 годах из-за отсутствия средств и наличия долгов за энергоносители все производство на предприятии было остановлено без соблюдения соответствующих норм и выполнения необходимых регламентных работ.
При этом опасные химические вещества остались на «Радикале» с нарушением требований природоохранного законодательства и без надлежащей охраны. По подсчетам экспертов, на территории завода хранится более 130 т ртути, 100 т серной кислоты, 60 т соляной кислоты, 12 т аммиака. При этом некоторые корпуса бывшего производственного предприятия заняли офисы и небольшие фирмы, владельцы которых не желают комментировать вопросы о ртути. В обещания городских властей вывезти зараженный грунт на могильник в Донбасс верится с трудом.
Еще одна бомба замедленного действия – хранилище хлора в «Киевводоканале». В критическом состоянии находятся рельсы, по которым перевозят цистерны. И если хотя бы одна из них перевернется, может случиться авария с летальным исходом. По словам директора ООО «НПП «Центр экологического аудита и чистых технологий», профессора Григория Шматкова, практически каждое промышленное предприятие имеет у себя на балансе накопители для отходов 1–3 классов опасности: «За счет смешения и разбавления, эти отходы переводят в более низкий класс и вывозят на свалки. В редких случаях их подвергают переработке и утилизации».
Еще одной огромной проблемой для Киева являются свалки, которыми обрастают окраины столицы: из года в год, под жалобы чиновников на отсутствие средств, значительная часть бытового мусора остается не утилизированной. В результате чего образуется громадное количество отходов, в том числе токсичных полистиролов и ксенобиотиков, которые не разлагаются в живой природе. Гниющие отходы не поддаются локализации – на свалках массово собираются птицы, которые разносят инфекцию по всему городу.
Представляют собой техногенную угрозу для горожан и панельные «хрущевки». Полувековой срок эксплуатации этих строений, давших в свое время крышу над головой миллионам семей, давно истек: естественно, что сварные швы и арматура с течением времени разрушаются от коррозии, а риск для обитателей погибнуть под развалинами, или в лучшем случае остаться без жилья, с каждым годом только растет.
Реальные аварии (Первые «ласточки»)
Разваливающаяся на глазах инфраструктура – теплосети, теплотрассы, трубы, очистные сооружения, изношенные на 70–80%, – создают реальную (а не виртуальную) угрозу для жизни и здоровья каждого киевлянина. По оценкам Института города, в Киеве еженедельно случается 60–70 аварий на канализационных и водопроводных системах. По-хорошему, менять трубы лучше бы заблаговременно, не ожидая, пока на это толкнет беда. Однако чиновникам и депутатам, в чьих руках находится судьба столичного бюджета, это не всегда ясно.
Изношенные подземные коммуникации с завидной регулярной дают о себе знать. К примеру, осенью 2008 года на ул.Борщаговской рванул транзитный водопровод. За считанные минуты вода поднялась на уровень 30–40 см и затопила всю проезжую часть. Тогда жертв чудом удалось избежать. В текущем году в столице произошло более 10 чрезвычайных происшествий с участием труб различного диаметра.
Так, в марте 2009 года на улице Гетьмана посреди автодороги образовался котлован с водой диаметром в 8 м. Через четверть часа посреди трассы возникло небольшое озеро, в котором легко бы утонул небольшой грузовик. Избежать жертв удалось только благодаря тому, что глубокой ночью на трассе не было сильного автомобильного движения.
А в июне 2009 года в Киеве, возле дома по улице Сабурова щель в асфальте буквально за десять минут превратилась в яму диаметром около 3 м, откуда забил 12-метровый фонтан воды с камнями и затопил квартиры на четырех этажах стоящей рядом многоэтажки. Причиной ЧП стал обветшавший за четверть века эксплуатации трубопровод, прорвавшийся во время плановых испытаний. Кроме того, на улице Симиренко из-за порыва труб под асфальт провалился автомобиль, а на улице Бальзака водно-песчаной смесью из разорвавшейся трубы затопило 50 автомобилей на стоянке.
Как отмечают эксперты, давление в чугунном водопроводе диаметром 500 мм достигает пяти атмосфер, поэтому достаточно щели в пару миллиметров, чтобы за несколько минут образовалось подземное озеро. Над магистральными водопроводами по большей части пролегают главные автомобильные магистрали, поэтому если время аварии придется на «час пик», когда автомобильное движение особенно интенсивно, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Чрезвычайными ситуациями отличается и уже упоминавшаяся Бортническая станция аэрации. К счастью, до сих пор локальные прорывы в дамбах иловых полей специалистам МЧС удавалось оперативно ликвидировать. Последним был локальный прорыв дамбы илового поля № 1 в июле 2009 года: тогда произошла утечка осадка объемом до 1 тыс. кубометров. Объясняя причины аварии на БСА, руководство «Киевводоканала» сообщило, что аварию спровоцировали не полностью выполненные работы по насыпи иловых полей, проводившиеся несколько месяцев назад. Так как дамбу тогда усилили только на треть, эксперты не исключают повторных прорывов в любой момент.
В то же время, начальник Главного управления по вопросам чрезвычайных ситуаций Виталий Пшеничный считает, что в нынешнем году ситуация на БСА гораздо лучше, чем прежде: «С начала 2009 года на подсыпку дамб иловых полей БСА из городского бюджета выделено 24 млн. грн. Благодаря своевременному финансированию этих работ, сегодняшний случай на станции аэрации – первый в текущем году, тогда как в 2008 году было зафиксировано 29 подобных случаев».
Всевозможные «химические ЧП» в столице обычно связаны с «Радикалом». В июне 2007 года произошел значительный разлив ртути в Деснянском районе столицы. Тогда с завода «Радикал» на грузовом автомобиле без всяких разрешений была вывезена гуммированная цистерна с ртутью, через поврежденные стенки которой она разлилась по территории предприятия и по проезжей части.
По оценкам специалистов, на проезжую часть улицы Красноткацкой – от проходной «Радикала» в направлении бульвара Верховного Совета – вылилось порядка 8–9 кг вредного вещества. Дорога была «усеяна» ядовитыми серыми шариками. Аварийно-спасательному отряду Киевгоргосадминистрации от ртути пришлось очищать участок длиной около 800 м. Дорогу на время перекрыли: проезжую часть промыли, пропылесосили и посыпали серой, чтобы ртуть не испарялась. Но даже после этой обработки еще какое-то время концентрация паров превышала допустимую норму в 1,5 раза. При этом от места данного ЧП до одного из самых больших столичных рынков («Дарынка») расстояние составляло 150–200 м.
Выход или бездействие?
Сегодня никто не может дать киевлянам гарантии, что какая-нибудь изношенная на 60% емкость с хлором не рванет, и не выпустит смертельную дозу вещества. Никто не может сказать с уверенностью, что Южный мост не пострадает от варварской добычи песка. И никто не пообещает, что завтра главный канализационный коллектор не обвалится и Правобережье начнет погружаться в фекалии.
К примеру, власти Киева заявляют, что на ремонт Бортнической станции аэрации необходимо 420 млн евро (хотя еще несколько лет назад называлась цифра в 60 млн евро), в противном случае масштабная авария может привести к непоправимым результатам для всей Украины.
Естественно, каждый год составляется план ее реконструкции и даже частично выделяются деньги. Так на этот год из бюджета на реконструкцию БСА выделено всего 56 млн. грн. (1,5%). С такими темпами окончания работ следует ждать после 2070 года. Хотя согласно технико-экономическому обоснованию реконструкции сооружений очистки стоковых канализационных вод и строительства технологической линии по обработке и утилизации осадков БСА сроки реализации проекта реконструкции определены на период до 2014 года.
Аналогичная ситуация с трубами, теплотрассами, коллектором и водопроводом. Треть водопроводных сетей столицы исчерпали срок эксплуатации, а каждый пятый километр этих труб нужно срочно менять. Но за год «Киевводоканал» успевает менять всего лишь около 10 километров трубопровода. При этом длина трубопровода 4 тыс. км, канализации 2,5 тыс. км. Несложные арифметические подсчеты показывают: столице понадобится еще порядка 250 лет, чтобы сменить все гнилые трубы.
Недавний аудит, проведенный Счетной палатой Украины, показал: даже те крохи, которые столичное ЖКХ получало ранее, чиновники умудрялись использовать не по назначению. Как правило, их просто бесцельно «закапывали» в землю: в течение 2007–2008 годов такая судьба постигла почти 414 млн грн.
В «Киевводоканале» говорят, что практика других европейских мегаполисов свидетельствует: минимизировать риск прорывов водопроводных путей или же канализационных коллекторов невозможно без бюджетных вложений в водопроводное хозяйство. Если бы КГГА аккуратно и своевременно возмещала «Киевводоканалу» разницу в тарифах между «социальными», и такими, которые хотя бы как-то отвечают себестоимости услуг, как того требует законодательство, техногенных рисков для киевлян могло бы быть гораздо меньше.
В бюджете Киева на 2009 год предусмотрена сумма 420 млн грн. на компенсацию разницы между действующими тарифами и себестоимостью услуг, которые предоставляет «Киевводоканал». Но коммунальщики предполагают, что с этими средствами случится то же, что и с бюджетами компенсаций за предыдущие годы, то есть до получателей средства не дойдут. С 2004 г. столичные власти систематически не доплачивают предприятию более 70% того, что уже прописано в бюджете города. Город задолжал предприятию лишь в счет компенсаций за 2004–2008 гг. более 590 млн грн.
Между прочим, в стоимость коммунальных услуг, за которые платят киевляне, включены и затраты на потери. К примеру, в тарифе по воде предусмотрено около 25% потерь – это означает, что четвертая часть всей воды просто уходит в землю из-за прогнивших трубопроводов. На Западе эта величина составляет 5–7%. К тому же в тарифы киевлянам также включаются и затраты на амортизацию.
Ситуация на грани техногенного коллапса и на других коммунальных предприятиях. В частности, недавно заговорили о необходимости установки 11 новых трансформаторных подстанций для обеспечения Киева электроэнергией. Этой зимой, когда из-за отсутствия газа горожане стали отапливать квартиры обогревателями, оказалось, что город был не готов к такому происшествию: начались массовые отключения электричества в разных районах Киева, по цепочке сбои пошли и в других коммунальных сферах.
Зимой 2009 года из-за проблем с поставками газа вынуждены были в 2 раза уменьшить давление газа столичные ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6. Если бы поставки газа не возобновились, существовавших на ТЭЦ аварийных запасов мазута, по данным специалистов, хватило бы максимум на неделю. Такие меры давали возможность удерживать минимальный уровень отопления для жителей столицы и сохранять оборудование ТЭЦ. Но если бы отопительная система вышла из строя, восстановить ее нормальное функционирование было бы крайне сложно. Столицу могла бы ждать не локальная авария, а крупная техногенная катастрофа.
На самом деле Киев, так же, как и другие города Украины, находится перед лицом рукотворных угроз, которые являются результатом недальновидной политики и безразличия к будущему. И даже сейчас, когда перед страной стоят серьезные вызовы экономического характера, это не снимает «с повестки дня» необходимость принятия программы по противодействию возможным катастрофам техногенного характера. Однако политики и чиновники, по-прежнему, продолжают разыгрывать «непонимание», недооценивая те техногенные угрозы, которые способны привести к катастрофам и катаклизмам с последствиями гораздо более серьезными, чем те, которые возникают из-за природных явлений. Привыкнув действовать в режиме «здесь и сейчас», отечественные политики и столичные власти категорически не желают обращать внимание на очевидную реальность и опасность техногенных угроз ближайшего будущего.
* – данные исследования Центра Разумкова, проведенного весной 2009 года.
Светлана Попель
*****
Презумпция опасности
Риски, которые несет с собой промышленность и сельское хозяйство, казалось бы, у всех на слуху. Тем не менее, принято бороться с последствиями, а не разрабатывать схемы предотвращения. Почему? Мнение Романа Зайца, научного сотрудника Центра исследований научно-технического потенциала, истории и науки им. Г.М. Доброва.
Само познание рисков и угроз идет с большим запаздыванием. Это происходит не только у нас, но и во всем мире. Не хватает квалифицированного научного знания, природа очень непредсказуема и мы мало знаем о ней, хотя при этом активно используем ее ресурсы. Наша собственная физиология научила нас алгоритму – что-то не то съел и сразу же (практически) болит живот, много куришь – скоро начинаешь кашлять, много ешь – полнеешь. Природные же системы реагируют на «раздражители» не так молниеносно и порой нужны десятки и сотни лет, чтобы последствия, не так брошенного в землю зерна дали о себе знать. Создание крупных водоемов, вырубка лесов, добыча газа – все это имеет свои последствия.
В условиях индустриализации и массированной добычи природных ресурсов о последствиях никто не задумывался. Только когда пришла пора расплачиваться, все и спохватились. Безоглядно создавалась промышленность в мире! «Заслуга» лежит и на сельском хозяйстве. Выбросы парниковых газов не только от заводов появляются, но и от вспашки полей, от животноводства, – все это в суммарном эффекте приводит к разогреву атмосферы. И это не просто потепление, а целая смена океанических движений, отсюда и ураганы, и ветры, хотя многие не знают таких причинно-следственных связей и думают, что потепление – это просто равномерное поднятие температуры воздуха, причиной которому непостижимые нам космические процессы.
На самом-то деле единственное непостижимое в этой ситуации это абсолютное игнорирование человечеством причинно-следственных связей и нежелание их изучать. Природные процессы и вправду очень сложны, идут они быстрее, чем наука может их понять.
Приведу вам такие примеры – изъятие минерально-сырьевых ресурсов из земной коры: когда идет процесс добычи, меняются механические свойства земной коры, происходит перераспределение нагрузок и сейсмичность в результате этой горнодобывающей деятельности возрастает. То есть выкачивают где-то в Сибири нефть и газ, а по нехорошим прогнозам их через пару лет начнет «трясти». А все потому, что по мантии Земли бежит волна из-за перераспределения нагрузок во время добычи ресурсов, и как результат происходят тектонические сбрасывания или сдвиги, Земля «фыркает». Это не вулканическая деятельность, а результат появления пустот в середине коры.
То же самое происходит, когда мы создаем водоемы: такие искусственные шары воды – это давление на ту часть территории, которая не была под этим давлением, а триллионы тонн это не тот вес, который Земля может легко «проглотить», – 30-40 лет оно давит и никто никогда не знает когда «тряхнет» землетрясением. Спектр человеческих влияний настолько многообразен, что схватить это в едином учении или в одной теории невозможно.
Как человечество может обезопасить себя?
Обезопасить можно, если иметь прогнозы развития экологических ситуаций, чего в период бурного развития научно-технического прогресса не делалось. Никто не задумывался об отдаленных результатах промышленной и сельскохозяйственной деятельности. До сих пор мы пожинаем плоды химизации, которую в свое время Хрущев начал. А что будут пожинать наши внуки? После той хрущевской химизации минерализация почв осталась на сегодняшний день такова, что вся эта химия до сих пор смывается с полей в водоемы, а реки выносят это в Черное и Азовское море. А потом мы удивляемся, почему там флора и фауна меняются. То есть сейчас обнаруживаются ДДТ, которые разбрасывались в 50-е и 60-е годы. Потом это все попадает в пищевые цепи.
Еще один пример – фармацевтическая промышленность – все антибиотики, которые производятся, рано или поздно оказываются в природе, так как с мочой выходят в канализацию и попадают в систему водоемов. И страдают те сожительства микроорганизмов, которые миллионами лет развивались в наших речках и морях, а сейчас подвержены исчезновению. Есть хороший принцип, который сформулировал российский исследователь Данилов-Данилян и назвал его презумпцией опасности. То есть прежде, чем начать что-то делать, каждый должен подумать, что из этого может получиться, какие негативные последствия.
Какие угрозы сконцентрированы в Украине в большей степени, чем в других странах?
Таких угроз масса. Одна их первых, что приходит мне в голову и что является очень актуальным, это проблема, связанная с обогащением почвы удобрениями. Жуткой проблемой для нашей страны есть брошенные хранилища пестицидов. Если вы подходили к полуразрушенному сараю, где валяются эти мешки и провалялись они там уже 40 лет, вы, даже будучи химиком, уже не скажете точно их химический состав. И все это разносит ветер и смывает вода. Нужна квалификация и деньги для утилизации. И уже радости от той хрущевской химизации не осталось, и мы просто боремся с последствиями.
Что касается вырубки Карпатских лесов – все понятно, это экологическое преступление. Летишь на самолете над Карпатами и видишь, каких огромных кусков леса не хватает, – залысины на зеленых просторах Украины образовываются. А потом потоп и 6 с половиной миллиардов ищи!
Еще один современный пример, касающийся и Украины – генно-модифицированые растения. Они переопыляются с нормальными растениями, то есть пчелы собирают с них пыльцу, и вы даже не знаете, какую гадость едите вместе с этим медом. На слуху бум на нано-материалы. А эти пресловутые нано-частицы влияют на наследственность и не утилизируются. Если бумага через 3-4 года сгниет, то весь современный хай-тек не ржавеет даже. Американцы выбрасывают 25 миллионов компьютеров на помойки, а утилизировать их невыгодно. Они слеживаются, и начинает течь фильтрат – жидкость неизвестного химсостава, которая пропитывает почвы и попадает в грунтовые воды, а потом по знакомой нам уже схеме разносится по гидросистемам и постепенно переходит в употребление.
Напугал я вас? Знать нужно об этом! Эти темы гораздо важнее тех, которыми «кормят» нас в СМИ. Это наш воздух и наша вода. И Земля, которая тоже дышит.
Беседовала Мария Ещенко
Tweet