Мифы о теориях заговора
Теории заговора существовали всегда, но в последнее время они привлекают больше внимания. По мере того, как засилье сторонников теорий заговора среди избирателей и даже высокопоставленных правительственных чиновников стало очевидным, эта тема вдохновила журналистов на написание статей, а ученых – на новые исследования.
А еще теории заговора стали источником множества заблуждений. Вот лишь четыре из их числа.
В теории заговора верят только сумасшедшие
Возьмите любую недавнюю статью о теориях заговора в мейнстрим-СМИ, и с большой вероятностью в ней будет говориться о шапочках из фольги, рептилоидах или гипотезе о плоской Земле – знак того, что мы зашли на территорию безумцев. Выставление всех теорий заговора в маргинальном свете создает впечатление, что конспирологи – кучка чудаков, которые будут верить даже самым нелепым идеям. Но конспирологическое мышление – склонность к теориям заговора в целом – гораздо более распространено, чем вера в какую-либо конкретную теорию.
Заговоры, которые вызывают лишь насмешливые ухмылки, не популярны: в опросе 2013 года 4% американских избирателей заявили, что они согласны с тем, что рептилоиды контролируют политику, а в опросе 2018 года 7% взрослых жителей США сказали, что Земля может быть не круглой. Для сравнения, у снежного человека в нескольких опросах было примерно вдвое больше фанатов.
Другие теории, тем не менее, привлекают гораздо больше последователей. Более половины американцев заявили, что они верят как минимум в одну из теорий заговора, о которой они были опрошены в промежутке между 2006 и 2011 годами, например, в то, что войну в Ираке разожгли нефтяные компании, или что за 11 сентября стояло правительство. Недавний опрос выявил такую же долю теоретиков заговора среди британской общественности. Даже эти цифры обязательно являются заниженными, поскольку опросы касаются лишь нескольких теорий. Можно с уверенностью сказать, что большинство из нас являются потенциальными конспирологами.
Теории заговора сейчас более распространены, чем раньше
«Вступаем ли мы в золотой век теории заговора?» – вопрошал заголовок Guardian в 2017 году. «Теории заговора более распространены, чем когда-либо», – заявила другая статья в августе 2018 года. Интернет, особенно социальные сети, часто обвиняют в продвижении моды на конспирологию.
Но убедительных доказательств того, что теории заговора сегодня более популярны, чем раньше, нет. Еще тридцать лет назад ученые утверждали, что предыдущие поколения «только баловались конспирологией, как любители», зато теоретики заговора их времени стали профессионалами.
В самом тщательном исследовании на сегодняшний день ученые прочитали более 100 000 писем в редакцию New York Times и Chicago Tribune в период с 1890 по 2010 год. Они обнаружили стабильный фон конспирологии, а не все возрастающую какофонию.
Это согласуется с историческими данными: теории заговора не стали вдруг бешено популярными в 21-м или даже в 20-м веке. Они всегда были с нами, и люди распространяли их с помощью любой доступной технологии. Древние афиняне исполняли конспирологические пьесы о каждом аспекте их жизни, противники прививок в 19-м веке печатали плакаты. Интернет – полезный инструмент для изучения теорий заговора, но, похоже, он не делает людей более склонными к вере в них.
Теории заговора – это лишь плод людского воображения
В 2018 году Independent опубликовала статью под заголовком «Ученые выясняют причину, по которой люди верят в теории заговора». Ответ, как утверждает статья, заключается в том, что все это – результат бурной людской фантазии. По мере того, как набирали обороты исследования психологии теорий заговора, объяснения в популярной прессе обычно списывают проблему на любопытную изворотливость разума: «Почему, казалось бы, здравомыслящие люди верят в странные теории заговора?» или «Почему мы верим в невероятное».
Итоги психологических исследований помогают объяснить, почему люди верят в теории заговора или отвергают их. Но фокус исключительно на бессознательных предрассудках и когнитивных ляпсусах упускает из виду тот факт, что в основе этих теорий часто таится ядро правдоподобности. Правительства и организации многое делают втайне. Спецслужбы планируют убийства и перевороты, шпионят за людьми, пытаются манипулировать общественным мнением.
Даже если вы уверены, что правительство не разработало ВИЧ в качестве биологического оружия, которое хотело использовать против ничего не подозревающих граждан, в предположении, что правительственные исследователи могут проводить секретные эксперименты на маргинальном населении, нет ничего безумного, это история.
В ходе обычного опроса психолог Майк Вуд спросил участников о типичных необоснованных теориях заговора, а также о том, считают ли они правдой заявления о взяточничестве со стороны правительства, экспериментах по контролю над разумом и попытках влияния на СМИ (не уточняя, что эти заговоры были историческим фактом). Люди, которые отвергали теории заговора, также отклоняли и настоящие заговоры.
Что, конечно, не означает, что все теории заговора должны быть приняты. Но конспирологическое мышление нельзя считать просто порождением воспаленного сознания.
Теории заговора представляют собой экзистенциальную угрозу для общества
В первые дни августа 2018 года в заголовках основных СМИ новая теория заговора называлась «странной», «опасной», «ужасающей» и «сумасшедшим культом заговора». Это движение, пишет один из обозревателей Post, «наводит ужас, потому что оно разрастается, и мы не знаем, как его остановить».
Сгущающие краски новости были частью более широкой тенденции изображать заговор ползучей заразой, которая «умудряется проникнуть в самые бдительные и здравые умы», как выразился историк Дэниэл Пайпс, или «белибердой, уже покорившей мир», как прямо заявил журналист Фрэнсис Уин.
Эти статьи были о QAnon, бессистемном сборище загадочной бессмыслицы, распространявшейся через Интернет. Хотя в статьях упоминалось значительное число последователей, ни одна из них не сообщала никаких данных. Последующие опросы показали, что многие – 4 из 10 – не слышали о QAnon либо знали слишком мало для формирования собственной точки зрения. Среди тех, кто знал о теории, она была воспринята крайне неблагоприятно (как демократами, так и республиканцами). Анализ сабреддита QAnon показал, что почти весь шум на форуме создавал крошечный, но громогласный контингент сторонников.
Конечно, идеи могут иметь последствия. Тимоти Маквей, террорист из Оклахома-Сити, считал, что сопротивляется правительственному заговору по конфискации оружия у граждан; мужчина, который верил в «Пиццагейт», стрелял из пистолета в ресторане и терроризировал его посетителей. Но они – исключение, а не правило. По иронии судьбы, превращение каждой теории заговора в экзистенциальную угрозу без каких-либо доказательств и создает конспирологию.
Источник: 7 дней
Tweet