Нашим внукам придётся расплачиваться за нашу оргию безудержного потребления

Польский социолог Зигмунт Бауман (Zygmunt Bauman), которому вместе с его французским коллегой Аленом Туреном (Alain Touraine) была присуждена Премия в области Средств Информации и Гуманитарных Наук, на днях подверг критике экономическую политику, проводимую с целью выхода из финансового тупика

Перу польского социолога Зигмунта Баумана принадлежит ряд очерков, которые привлекли внимание читателей, такие как «Жидкий страх».

 

Жидкая современность. Этот удачный образ был использован польским социологом Зигмунтом Бауманом (Познань, 1925 год) для описания эпохи, характеризующейся распадом общественных связей, на которых держалось западное общество во второй половине XX века. Бауман, которому вместе с его французским коллегой была присуждена Премия Принца Астурийского в области Средств Информации и Гуманитарных Наук за 2010 год, рассказывает в своих книгах "Жидкая жизнь" и "Жидкий страх" о том отрицательном влиянии, которое глобализация и расширение свободного рынка оказали как на трудовые, так и человеческие отношения. Всё опутано неуверенностью и ненадёжностью. Кризису финансовому, разразившемуся вот уже три года назад, предшествовал кризис социальный.

 

– Есть ли будущее у традиционной модели европейского благосостояния в нынешнем глобализованном мире?

 

– Я не люблю говорить о государстве благосостояния. Это запутанный термин, имеющий отношение только к перераспределению богатства. Я бы назвал это социальным государством, которое обладает двумя привилегиями: обязанностью обеспечить всем гражданам возможность защитить себя от беды, а также добиться того, чтобы качество общества определялось не среднеарифметической силой, а среднеарифметической слабостью, то есть, средним уровнем слабых. Эта идея возникла в славные тридцатые годы прошлого века, и является составной частью концепции национального государства. Но сейчас мы вступили в эру глобализации. И возникают сомнения в том, что социальное государство будет устойчивым, по крайней мере, в одной отдельно взятой стране. Единственный способ сохранить социальную составляющую – это поднять её до глобального уровня.

 

– Можно ли осуществить подобное преобразование?

 

– Мы повторяем те же самые ошибки, которые привели нас к кризису. Проблемы людей гораздо шире концепции государства. Это можно ясно увидеть, анализируя цифры. Около 5% населения земного шара сосредоточили в своих руках 33% мирового богатства, и поэтому ни одна страна, какой бы богатой она ни была, не сможет решить эту проблему в одиночку.

 

– Какие уроки можно извлечь из нынешнего экономического кризиса?

 

– Должен признаться, что больше всего я озабочен тем, чтобы люди научились делать выводы из прошедших событий и фактов прошлого. Однако, похоже, этого не происходит. После крушения системы кредитов мы тут же оказались перед лицом кризиса и не можем себе представить пути дальнейшего развития. Я думаю, что мы ничему не научились.

 

– Повторяются те же самые ошибки?

 

– Достаточно посмотреть на миллионы безработных в современной Испании. И не только в ней. В Ирландии положение с безработицей обстоит ещё хуже. И то же самое в Греции. Ещё один пример: американские и международные банки вложили 825 миллиардов долларов в акции предприятий динамично развивающихся стран. И это в разгар кризиса. А мы-то уже знаем, что это значит. Около двадцати лет назад Испания, Греция и Ирландия тоже были странами с динамично развивающейся экономикой. Нынешний поток капиталов повторяет ту же самую стратегию. Финансовые потоки по-прежнему устремляются в динамично развивающуюся экономику, поскольку там есть возможность с относительной лёгкостью и быстро извлечь прибыль, поскольку темпы роста очень высокие. То есть, ты кладёшь себе в карман кучу денег и имеешь достаточно времени, чтобы ими воспользоваться до тех пор, пока вновь возникнут проблемы. Двадцать лет назад мы уже испытали на себе эту стратегию. Создавались те же самые пузыри. Сегодня мы наблюдаем те же массированные инвестиции в страны с динамично развивающейся экономикой.

 

– Почему нельзя это исправить раз и навсегда?

 

– Несколько дней назад в одной из передовиц The New York Times было высказано предостережение о том, что создаётся очередной большой пузырь. Происходит следующее: капиталовложения направляются в дальние страны с низким уровнем жизни с целью извлечения высоких доходов. В 1994 году разразился кризис в Мексике, а в 1997 году – в Азии, в частности в Малайзии. В 1998 году случился дефолт в России, в следующем году поплатилась Бразилия, а в 2002 году объявила себя банкротом Аргентина. Все эти кризисные ситуации возникли в результате прежних пузырей. И сейчас происходит то же самое.

 

– То есть, история повторяется?

 

– Мы это наблюдали на примере краха системы кредитов в Ирландии и Греции, спровоцировавшего бегство капиталов. Возникает паника, и деньги поспешно убегают из экономики этих стран.

 

– Как действуют и когда лопаются эти пузыри?

 

– С одной стороны, мы наблюдаем увеличение стоимости местной валюты, что влечёт за собой рост импорта с одновременным сокращением экспорта, потому что товары, предназначающиеся для продажи на внешнем рынке, становятся дороже. С другой стороны, происходит расширение системы кредитов. Совокупность обоих факторов приводит к катастрофе, потому что совмещает в себе бегство капиталов и отчаянный поиск новых, не опробованных до этого мест, где можно было бы повторить эксперимент с пузырями. Поэтому я и говорю, что мы не учимся на примерах прошлого и совершаем те же ошибки.

 

– Чем Вы объясняете это явление?

 

– Повторение той же самой модели может быть вызвано природой современных экономических и финансовых институтов. Хотя повторение не может означать возврата к исходной точке, поскольку каждый пузырь оставляет свой осадок и свои последствия.

 

– Каковы характерные черты нынешнего кризиса?

 

– Невиданная задолженность. Её размеры таковы, что нашим внукам и правнукам придётся расплачиваться за нашу оргию безудержного потребления, ставшую следствием этих самых пузырей.

 

– Наблюдаете ли Вы в настоящее время отмежевание общества от правящих кругов?

 

– Надо начать с того, чтобы не сваливать вину за происходящее на несчастные правительства. Я пытаюсь их понять. И прощаю многое политикам. Дело в том, что в мире произошел разрыв между властью и политикой.

 

– А когда произошло размежевание между гражданами и политическими кругами?

 

– Когда я был молодым, считалось, что между властью и политикой существует нечто подобное священному союзу. Они сосуществовали в общем доме, называвшемся национальным государством.

 

– И что же произошло потом?

 

– Власть разрасталась. Социолог Мануэль Кастелльс (Manuel Castells) говорит о некоем пространстве потоков, пытаясь таким образом объяснить, как власть ускользала из рук правительств. В этот момент политика продолжала оставаться чем-то локальным, а власть тем временем превратилась в нечто глобальное. В этом контексте политика уже была не на равных с властью, а суверенитет национального государства подрывался и уничтожался. У политики уже не было необходимых ресурсов для того, чтобы делать то, что она раньше делала и обещала сделать. Ввиду создавшегося положения правительства лишались тех функций, которые они исполняли до того момента: они или были проданы на рынок, где над ними не был установлен народный контроль, или же ими было пожизненно наделено какое-нибудь конкретное лицо.

 

– Какие последствия может повлечь за собой эта новая модель осуществления?

 

– Мы люди несём сейчас ответственность за выработку целевых решений для целого ряда проблем планетарного масштаба. И в этом заключается причина размежевания между тем, что может сделать правительство, индивидуальным восприятием человека, чувствующим себя полностью брошенным на произвол судьбы.

Хавьер Г. Касо Овьедо (Javier G.Caso Oviedo), ИноСМИ

Оригинал публикации: "Nuestros nietos pagarán la factura de nuestra orgía consumista"

*****

Выдержит ли нас планета?

Всемирный фонд дикой природы бьёт тревогу: человечество губит планету. Корабль под названием “Земля” стремительно идет ко дну…

Всемирный фонд дикой природы в очередном докладе об экологической обстановке на планете бьёт тревогу: человечество потребляет на 50% больше ресурсов, чем Земля способна воспроизводить. Население растёт, и от этого проблема только усугубляется. Опасения экологов подтверждает и доклад Международного Красного Креста о природных катастрофах.

Любой, кто хоть иногда смотрит телевизор, должен заметить, как много катастроф и стихийных бедствий обрушивается на нашу планету. Из последнего — мощный тайфун на Филиппинах, который уже к утру 19 октября унёс жизни десяти человек. Такого этот архипелаг ещё не видел. Аномальная жара в России этим летом тоже многих повергла в шок. Кажется, с планетой что-то не так.

В поддержку размещённого на портале «Демократор» открытого обращения «Остановите VIP-инфекцию на Утрише!» в течение нескольких дней проголосовало 875 граждан. Администрацией портала документ с подтверждёнными электронными голосами был отправлен президенту России Дмитрию Медведеву.

Подробнее об одной из острых экологических проблем России читайте в материале «Голоса в защиту Утриша»

По мнению специалистов из Всемирного фонда дикой природы (WWF), на планете прежде всего всё плохо с экологией. Нарисованная ими картина в докладе «Живая планета» выглядит очень мрачно: человечество потребляет в полтора раза больше ресурсов, чем может воспроизводить планета, а популяции тропических видов животных стремительно сокращаются.

Доклад WWF «Живая планета» выходит раз в два года. Его называют одним из самых цитируемых и авторитетных в мире источников информации об экологической обстановке на планете. Разработкой доклада занимаются учёные из Лондонского зоологического общества и Всемирной сети экологического следа. Доклад определяет здоровье планеты по нескольким показателям: состояние популяций животных, использование природных ресурсов человечеством, использование возобновляемых источников энергии и ресурсов, количество пресной воды, потребляемой при производстве и т.д.

О животных

Индекс живой планеты оценивает состояние почти 8 тыс. популяций более 2,5 тыс. видов животных, растений и грибов. Эксперты выяснили, что с 1970 года (этот год принят за точку отсчёта для формирования индекса живой планеты) общее количество растений, животных и грибов на планете уменьшилось на 30%. Тропические виды за эти 40 лет пострадали больше всего: их популяции уменьшились на 60%.

Проблема развитых капиталистических стран в другом: они потребляют из недр земли слишком много ресурсов. «Пока жители бедных стран истребляют животных и растения со скоростью, которая может уничтожить привычный им мир, развитые страны придумали себе мнимый мир, благополучие в котором строится на чрезмерном потреблении энергоресурсов», — говорит директор международного секретариата WWF Джим Лип.

Для России есть, однако, один положительный момент: в Палеарктическом регионе, в котором находится наша страна, отмечается рост индекса живой планеты на 43%. Есть, правда, и проблемы. Координатор по биоразнообразию WWF России Владимир Кревер полагает, что в России по-прежнему находятся в критическом состоянии такие виды, как дальневосточный леопард и переднеазиатский леопард. В стране также резко сократилось количество белых медведей.

О людях

Человечество слишком много потребляет. Если так будет и дальше, к 2030 году человечество будет использовать вдвое больше ресурсов, чем способна воспроизводить наша планета. Активнее всего эксплуатируют ресурсы жители США и ОАЭ: для них этот индекс уже составляет 4,5, тогда как в среднем для планеты — 1,5. Среди других стран-«передовиков» называют Катар, Бельгию, Эстонию, Канаду, Австралию и Ирландию.

Россия в общем рейтинге на 40-м месте. Наша страна вносит свой вклад в разорение планеты тем, что слишком активно рубит леса, неэффективно использует земли под аграрные нужды и выделяет непозволительно много парниковых газов. А за последние полвека количество углекислого газа в атмосфере выросло в 11 раз.

Но куда больше вреда планете наносят развитые государства. На 31 страну, входящую в Организацию экономического сотрудничества и развития, приходится 40% мирового экологического ущерба. Страны БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай — пока отстают от развитых государств по этим показателям и входят в зону риска: если они начнут потреблять столько же, сколько потребляют жители развитых государств, планета превратится в одну большую мусорку.

Впрочем, если не предпринимать никаких радикальных шагов по улучшению экологической обстановки, планета всё равно превратится в свалку примерно к 2050 году, когда население Земли вырастет до 9 млрд человек. В 2007 году население планеты составляло 6,8 млрд человек. При этом одной самых главных проблем на этой свалке станет доступ к пресной воде. Уже сейчас 71 страна мира испытывает более или менее сильный «водяной стресс». Среди стран с наибольшим расходом водных ресурсов четыре уже испытывают проблемы — это Китай, Индия, Пакистан и Таиланд. Не исключено, что международная политика уже недалёкого будущего будет вертеться не вокруг экономики и территории, а вокруг рек и озёр…

Скептики

Докладу WWF, впрочем, доверяют не все. Западная пресса отмечает, что в докладе эксперты наблюдали только за 2,5 тыс. видов живых организмов, в то время как на Земле их больше 2 миллионов. Может быть, имело смысл расширить список видов для мониторинга? Или специалисты WWF уделяют больше внимания именно тем видам, над которыми нависла угроза вымирания, при этом игнорируя те организмы, численность которых растёт?

Ещё одно упущение экспертов: они говорят о том, что больше всего энергоресурсов потребляют жители развитых государств, и одновременно боятся увеличения населения планеты. При этом возможный в будущем ущерб для планеты эксперты оценивают пропорционально росту населения и среднему коэффициенту для всех жителей земли — 1,5. Тот факт, что население планеты быстро растёт только в бедных странах Азии и Африки, где ущерб от деятельности населения не так значителен, не учитывается.

Взгляд со стороны

Почти одновременно с докладом WWF вышел отчёт Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, посвящённый природным катастрофам, с которыми сталкивается планета. По мнению экспертов Красного Креста, около 2,5 млрд человек, живущих в городах, подвергаются опасности катастрофы. Причём в будущем тайфуны и землетрясения будут ещё более разрушительными, чем землетрясение на Гаити, приведшее к гибели 230 тыс. человек.

Авария на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе грозит стать самой масштабной экологической катастрофой в истории. Эксперты считают, что размер финансовых потерь может превысить последствия извержения вулкана в Исландии. Но экологические негативные последствия несравнимы.

Подробнее о самой громкой экологической катастрофе 2010 года читайте в материале «Нефтяной Чернобыль»

Ситуация с природными катастрофами усугубляется ещё и тем, что впервые в истории число жителей городов стало больше, чем сельских жителей. Через 20 лет уровень урбанизации населения мира достигнет 60%. «Это приведёт к тому, что каждое землетрясение или каждый ураган в бедных странах, жители которых живут в городах, станут бедствием колоссального масштаба», — считает Дэвид Мельцер, вице-президент американского офиса Красного Креста. По его мнению, около 1 млрд человек живёт в трущобах, а это значит, что, если их настигнет беда, риск погибнуть у них гораздо выше, чем у жителей больших городов в развитых странах. При этом каждый год в результате землетрясения могут погибнуть 50 тыс. человек и около 100 млн людей могут пострадать от наводнения.

У жителей бедных стран нет никакой защитной инфраструктуры от катаклизмов, считают эксперты организации. Более половины из 37 городов Африки с населением более 1 млн человек расположены в прибрежной зоне ниже уровня моря. Поднимись море всего на полметра — и 2 млн жителей Александрии станут беженцами.

У Красного Креста своё объяснение, почему люди всё чаще становятся жертвами стихийных бедствий. Урбанизация — процесс постоянный. Большинство жителей бедных стран хочет жить поближе к морю, поскольку там можно заработать на туристах, там мягче климат и можно жить даже в трущобах. Кроме того, бедность не позволяет людям должным образом заботиться о своей безопасности. Что до экологии, то она не всегда играет решающую роль: мы стали чаще слышать о тайфунах потому, что население мира растёт, а значит, и гибнут люди чаще. Параллельно улучшаются и средства коммуникаций.

Что делать?

У человечества, по сути, есть два пути решения проблемы. Либо срочно сокращать количество вредных выбросов в атмосферу и потребляемых ресурсов, либо как можно быстрее работать над технологиями, которые позволят людям высадиться на планете типа Gliese 581G, которая очень похожа на Землю. В первом случае придётся заставить весь мир отказаться от массового потребления товаров и услуг, научить людей обходиться только самым необходимым. Это, конечно, исключительно сложно. Поверить в то, что человечество сможет колонизировать другие планеты уже через пару десятков лет, тоже невероятно. Остаётся ещё один, последний вариант: надеяться на то, что эксперты из WWF и Красного Креста сильно преувеличивают масштаб проблем.

Да, есть ещё один вариант — выключить телевизор или хотя бы реже смотреть новости.

Автор: Валентин Мальцев, Частный корреспондент

You may also like...