«Путеец» Василий Гладких: эксцесс исполнителя
20 % ВВП, какими является вклад государственной «Укрзалізниці» в экономику державы – лакомый кусок для дележа власть имущими как «при Кучме», так и при Ющенко. Закулисные «игры» с многомиллиардными активами украинских железных дорог для Георгия Кирпы закончились смертью. Чем обернутся эти «забавы» для его заместителя (в прошлом) и преемника (в настоящем) Василия Ивановича Гладких? В лучшем случае – отставкой. Сразу двумя скандалами было ознаменовано назначение Василия Ивановича Гладких на пост начальника «Укрзалізниці». Скандал первый: страховая компания «Интертрансполис», которая пять лет кряду монопольно «доила» железнодорожное ведомство при Георгии Кирпе, «вдруг» снова допущена к «закромам» «Укрзалізниці». Скандал второй: одним росчерком пера на грань банкротства поставлен «Экспресс-банк», долгие годы служивший оплотом финансовой стабильности железнодорожного ведомства.
Что стоит за бурным стартом «реформатора» В.Гладких, по всякому поводу клянущемуся в верности «заветам Г.Кирпы», заместителем которого Василий Иванович имел счастье работать? Вероятнее всего – циничный передел финансовых активов «Укрзалізниці», который затеял наш герой под псевдореформаторскую трескотню о государственном благе.
Архитектор «теневого» строительства
… Весной минувшего года вспыхнул скандал вокруг незаконного строительства в Киеве дома № 9-а по улице Грушевского. Шумные разбирательства вокруг возведения 22-этажной элитной башни в Мариинском парке не утихают по сей день. В скандал оказались вовлечены Генпрокуратура, Верховная Рада, народные депутаты и «первый кум Украины» – экс-секретарь СНБОУ Петр Порошенко. Требовал сноса уродливой громадины и сам Президент. А инвесторы элитного жилья, затаившись, выжидали, чем все закончится. Часть «застройщиков» вычислила пресса. Но не всех.
Одну из квартир на улице Грушевского, 9-а выкупила компания «Lara services Ltd», зарегистрированная в Лондоне. Эта компания приобрела квартиру № 31 общей площадью 336 квадратных метров за 2 миллиона 214 тысяч 358 гривен. Журналисты так и не смогли «расшифровать» эту фирму, чтобы установить реального собственника квартиры. «УК» удалось это сделать.
Взгляните на копии документов бухгалтерии британской компании «Lara Services Ltd» за 2003 год, а также регистр директоров и акционеров – из компанейского регистра Великобритании:
Публикуемый регистр директоров и акционеров компании однозначно свидетельствует: указанные директора – фактически подставные лица – жители Швейцарии («зиц-председатели»). А вот единственный акционер, то есть владелец компании и держатель всего пакета в 10 000 акций – гражданин Украины Виталий Кирпа. Сын Георгия Кирпы, бывшего министра транспорта. Фактический собственник той самой квартиры № 31 в доме на Грушевского, 9-а в Киеве.
Владелец еще одной квартиры – аппартаментов общей площадью 1048 квадратных метров – приобрела на 16 этаже швейцарская компания «Restafina real estate & finance AG». Почти за семь миллионов гривен. По сведениям источника «УК», эта квартира должна была стать резиденцией самого Георгия Кирпы.
Семейство Кирпы со скандальным строением на Грушевского связывает не только «прописка», но и фирма-подрядчик возведения этого монументального объекта: «Инвес». Которая, прежде чем стать застройщиком злополучной «высотки», осуществляла комплектацию скоростных железнодорожных вагонов и монтировала строительные краны. А также принимала участие в строительстве крупных транспортных объектов в то время, когда Г.Кирпа возглавлял Минтранс. Со смертью Кирпы многомиллионные подряды закончились и фирма «Инвес» исчезает из списка подрядчиков строительства Дарницкого железнодорожного узла…
По сведениям источника «УК», автор и реализатор плана «заселения» отца и сына Кирп на Печерские холмы в специально возведенное жилье и при посредстве зарубежных компаний – Василий Иванович Гладких. Экс-заместитель Г.Кирпы, а впоследствии – народный депутат Украины, глава подкрмитета по строительству и транспорту Верховной Рады.
Изящество схемы в состоянии оценить сами читатели: через столичные власти заинтересованным лицом (Георгием Кирпой) пробивается землеотвод в элитном, заповедном месте; утверждается проект. Подрядчик – «придворная» фирма Г.Кирпы, чьи руководители напрямую вхожи в его кабинет и часто присутствуют в обществе всемогущего министра на открытии того или иного объекта. Дом строится на привлеченные средства богатых инвесторов (таких, как семья судьи Притыки, олигарха Новинского и т.д.). Под видом инвестиций со стороны швейцарской и лондонской фирмы приобретаются аппартаменты для семьи Кирпы. Общий надзор за возведением «спецобъекта» и легализацией средств привилегированных инвесторов осуществляет доверенное лицо министра – В.Гладких, в ранге депутата. Все чинно: общественность ропщет, но ее внимание переключено на «засвеченные» персонажи. Ну и что? Поропщут и перестанут…
Но президентские выборы пошли «не по тому сценарию». Георгий Кирпа застрелен на собственной даче. Дом на Грушевского – символ «бывшей власти» – попадает не только под прицел общественного мнения, но и гнев Президента В. Ющенко. Формальных «зачинщиков» строительства – собственников компании-застройщика «Инвес» – определяют едва ли не во «враги народа». Депутат Василий Гладких, сподвижник Г.Кирпы и негласный «архитектор» скандального строительства, старательно имитирует уход в депутатскую деятельность, давая понять, что он – «не при делах»…
Василий Иванович Гладких за себя спокоен: формально он не имеет никакого отношения к возведению здания на Грушевского, 9-а. Кирпа – мертв, его не допросиш, а формальным собственникам «стройки» нет никакого резона «валить» «консильери» экс-министра, оставшегося, как и многие в то время, не у дел…
Возрождение
Постановление Кабмина о назначении В.Гладких генеральным директором Государственной администрации железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» – от 30 ноября 2005 года – вызвало удивление (мягко сказано) даже у ближайшего окружения Ющенко. Потому как даже в среде железнодорожников В.Гладких «за своего» не считали. Коммерсантом – да. «Назначенцем» – да. «Кошельком» и «личным порученцем Кирпы» – безусловно. Но только не профессионалом-железнодорожником.
Справка «УК»: Василий Иванович Гладких родился 5 января 1958 года в селе Терны Двуречанского района Харьковской области. Имеет два высших образования (механизация сельского хозяйства, правовед . Трудовую биографию Василий Иванович начал в 1975 году. Возглавлял комбинат бытового обслуживания в Балаклее Харьковской области (1991-1997 годы; ОАО «Поиск»). Первый капитал сколотил на производстве и продаже обуви. В октябре 1997 года назначен начальником Главного управления экономики и промышленности Ивано-Франковской облгосадминистрации. С сентября 1999 года по июнь 2000 года В.Гладких работал заместителем главы Львовской облгосадминистрации, после чего перешел на руководящие посты в железнодорожном ведомстве. В июне 2000 года назначен первым заместителем начальника Главного управления материально-технического снабжения, а в октябре того же года — заместителем Генерального директора «Укрзалізниці». В апреле 2002 года был освобожден от должности после избрания народным депутатом Верховной Рады четвертого созыва по 179-му округу (Балаклейский район, Харьковская область). Являлся главой подкомитета Рады по железнодорожному транспорту Комитета по строительству, транспорту, жилищно-коммунальному хозяйству и связи. В. Гладких – рекордсмен фракционной миграции: за четыре неполных года в Верховной Раде он успел побывать членом 9 различных фракций и групп.
Председатель партии «Відродждення», основанной Г.Кирпой…
К партии «Відродження» у В.Гладких отношение особое. Об этом эмоционально свидетельствует народный депутат Николай Круглов, член фракции «Регионы Украины»:
«…Что первым делом делает В.Гладких, очутившись в кресле генерального директора «Укрзализныци»?
Занимается подготовкой к зиме? Нет!
Организовывает нормальные пассажирские перевозки и продажу билетов пассажирам, а не перекупщикам-спекулянтам? Нет!
Принимает меры по приведению путевого хозяйства и подвижного состава в состояние, при котором перевозки перестанут быть рискованными? Нет!
Отменяет для железнодорожников принудительные выходные и отпуска без оплаты? Опять нет!
Что же он всё-таки делает? Первым делом Гладких торопится сделать себя «вождём» партии «Видродження». Железнодорожный транспорт тем временем продолжает разрушаться.
Если ты пришёл сюда не для политиканства, а для работы – работай!
… Бардак на железной дороге усиливается. Очередная смена руководителя-временщика – это непременная смена услужливых фаворитов. Соответственно, летят договора, меняются экспедиторы, страховщики. Не будут заключены договора на экспедирование, ещё более сократится транзит. Очередные транзитные «чудеса» однозначно отпугнут международный транзит. По экспедиторам – вообще полная глупость. Сделали ранжирование экспедиторов по категориям. Понимаем, как делаются экспедиторы первой категории – подгоняют искусственно под «своих». Чтобы потом монополизировать экспедиторский рынок. Зачем говорить о рынке, о рыночной экономике?.. Об уровне нынешнего руководства МТСУ и говорить стыдно. В руководителях МТСУ при нынешней власти оказались не профессионалы, а молочник, гонщик, ресторанщик, мясник, физкультурник, теперь ещё и сапожник (это – о В.Гладких). Вот кому нынешняя власть отдала транспорт на растерзание…»
Возможно, эмоциональный тон Н.Круглова вызван конъюктурной сиюминутностью политических пристрастий самого Василия Гладких. Например, украинские СМИ сообщали, что в ходе президентской избирательной кампании В.Гладких публично внес в избирательную кассу кандидата Виктора Януковича 500 000 долларов США. От себя лично. Слово коллегам:
«Насколько прибыльным может быть государственное предприятие («Укрзалізниця»), можно понять по размеру взноса, который сделал В.Гладких, скромный чиновник и народный депутат, в избирательный фонд кандидата в президенты Виктора Яуковича – 500 000 долларов. Наверное, излишне напоминать, какую роль сыграла железная дорога в фальсификации выборов президента во втором туре – надеемся оценку этому еще даст суд. Мы же заметим, что немалую роль в организации передвижения сотен тысяч «летучих избирателей» с Востока на Запад сыграл и герой этой статьи. Тот факт, что В.Гладких частенько появлялся рядом с Виктором Януковичем, на железной дороге объясняли тем, что именно его будущий президент назначит генеральным директором «Укрзалізниці». Да вот не сложилось… Но, поговаривают, народный депутат не теряет надежды вернуться к контролю того, что приносит прибыль. Ведь построенная им схема все еще работает и все еще жива».
И, казалось бы, невозможное – свершилось! Тихо пересидевший опалу и «цькування» активистами «Поры», исхитрившись не угодить в «черные» списки пособников режима Кучмы, Василий Иванович вновь вернулся в «Укрзалізницю». Но уже – в ранге ее руководителя. Ничего хорошего из этого не вышло…
(Продолжение следует: реставрация «империи Кирпы». Как «завалить» банк. Урок черной неблагодарности: «Вы мне доверили? Я вас «сделаю»!)
Сергей Калиничев, специально для «УК»