Понаехали?
Найти хорошего специалиста в Украине становится все сложнее не только в области инноваций, но и в сегменте вполне заурядных специальностей. Таких, как, например, профессиональный сантехник или электрик. Стране как воздух нужны рабочие руки и умные головы.
В частной клинике «Борис» уже не встретишь медперсонал с раскосыми глазами. Хотя еще два года назад ее владелец Михаил Радуцкий вынужден был приглашать на работу граждан азиатских стран, потому что… не мог найти в Украине медсестер.
Складывалась парадоксальная ситуация: при наличии в стране тысяч нетрудоустроенных граждан бизнесмен жаловался на «огромный дефицит кадров в медицинской отрасли». Отечественные медсестры отказывались работать за 5 тысяч гривен в месяц. А вот тайцев, филиппинцев и индийцев украинская зарплата вполне устраивала. Они неплохо справлялись с функциями обслуживающего персонала и при этом владели английским языком.
После кризиса украинцы стали более сговорчивыми, поэтому сейчас в «Борисе» выходцев из Азии нет. Но одно дело — средний медперсонал, и совершенно другое — высококлассные специалисты. Бизнесмен, как и раньше, приглашает практикующих врачей, которых в нашей стране все так же не хватает, в основном из Швейцарии и Германии. Так он решает сразу две проблемы: дефицита квалифицированных кадров в принципе и ввоза европейских технологий, которыми отечественные врачи просто не владеют. «Наши ведь стоят рядом и учатся», — поясняет он. Нехватка профессиональных кадров характерна для большинства отраслей экономики. Реформы в образовании в этом случае — мера необходимая, но не единственная.
Это давно осознали правительства западноевропейских стран, которые постоянно следят за тем, каких специалистов и в каком количестве им нужно приглашать. А соответственно, кого и как стимулировать в зависимости от конкретной ситуации. Но в отечественной миграционной политике царит полный хаос. Правительство понятия не имеет, каких специалистов нам действительно необходимо приглашать из-за рубежа.
Голословный патриотизм
В том, что в Министерстве экономики никаких оценок на этот счет не делали, «ВД» убедилась, пообщавшись с главой ведомства Василием Цушко. Вопрос об участии Минэкономики в определении приоритетных направлений, нуждающихся в иностранных специалистах, застал министра врасплох. Однако, немного подумав, господин Цушко все-таки ответил в духе национального патриотизма: «Стране трудовые ресурсы не нужны. Поэтому смысла кого-то привлекать я не вижу».
То, о чем стесняются говорить наши политики и чиновники, не вгоняет в краску западноевропейских. Едва пережив пик экономического кризиса, они начали очередной виток борьбы за иностранные «мозги», открывая новые возможности для привлечения квалифицированных кадров из-за рубежа.
В июле этого года министр экономики Германии заявил, что собирается снизить ставку минимального заработка, необходимого для получения разрешения на проживание и работу в ФРГ, а также внедрить «поздравительную премию» для поощрения иностранцев. «Речь идет о разработке общей концепции, которая позволила бы привлечь в Германию квалифицированных иностранных специалистов», — этот шаг Райнер Брюдерле, министр экономики ФРГ, назвал одним из приоритетов немецкого правительства на ближайшее время, не стесняясь на весь мир объявить, что в стране дефицит инженеров и программистов. Решать проблему немецкие чиновники намерены совместно с бизнесменами. Предлагая тем, кто стремится наращивать технологический потенциал, взять на себя часть расходов по финансовой мотивации иностранцев.
Справедливости ради отметим, что еще два года назад этот тезис был неактуальным. В начале кризиса многие европейские страны пошли по пути законодательного ужесточения правил трудоустройства иностранных кадров. Меры, необходимые для защиты интересов собственных граждан на фоне сокращения рабочих мест, предприняла и Украина. После утвержденных в прошлом году правительственных решений оформление на работу иностранцев требует не только дополнительных документов, но и обходится украинским бизнесменам значительно дороже.
Только плата за рассмотрение заявления подорожала в 20 раз: со 170 грн. до четырех минимальных зарплат — 3552 грн. на данный момент. Это усложнило привлечение ино странных кадров. В результате число ино странцев, легально работающих в нашей стране, сократилось. Если в январе этого года, по данным Минтруда, их было 8939, то в августе — 8186. Впрочем, если западноевропейские правительства уже пересматривают политику импорта трудовых ресурсов, то украинские власти об этом пока даже не задумываются. Хотя отечественный рынок труда опять испытывает дефицит профессиональных трудовых ресурсов.
От сантехников до технологов
Речь идет как о банальной нехватке «рабочих рук» в некоторых отраслях, так и об отсутствии высококлассных специалистов, владеющих современными технологиями. Не понаслышке об этом знает харьковский мультимиллионер Анатолий Гиршфельд. Случай, произошедший не так давно с его компанией, поверг бизнесмена в шок. Суть дела сводилась к решению ряда задач, касающихся горячей обработки металлов давлением.
Однако, к глубокому удивлению г-на Гиршфельда, ни в Украине, ни даже в России не нашлось никого, кто мог бы дать комплексный ответ по данной проблеме. «Позже на одной из выставок я познакомился с представителями небольшой итальянской фирмы, — говорит совладелец индустриальной группы «УПЭК». — Спросил, смогут ли они помочь в нашей проблеме. Сразу был получен положительный ответ и озвучена сумма. То, с чем не могла справиться армия наших ученых, одна небольшая фирма сделала за два дня!».
Не менее откровенные признания ко Дню шахтера в этом году сделал зампредседателя Донецкой ОГА Александр Хохота. Из его слов следует, что дефицит на рынке трудовых ресурсов в угледобывающей отрасли не удалось ликвидировать за счет украинских кадров. Ни закон о престижности шахтерского труда, ни экономический кризис не решили кадровых проблем. В праздничной речи чиновника нашлось место для реалистичных фактов: «Почти 14,5 тысяч трудящихся не хватает на тех перспективных предприятиях, которые сегодня работают в Донецкой области…
Кадровый потенциал тает, профессионализм снизился на 50%». Из Киева ему вторит народный депутат Юрий Кармазин. Он убежден, что найти хорошего специалиста в Украине становится все сложнее не только в области инноваций, но и в сегменте вполне заурядных специальностей. Таких, как, например, профессиональный сантехник или электрик. «Нам как воздух нужны рабочие руки. Сегодня, к примеру, построй в любой точке Украины завод, так туда некого будет набирать на работу», — сокрушается депутат.
Судя по информации, недавно озвученной премьер-министром Николаем Азаровым, растущий дефицит профессионально-технических кадров усугубляется сокращением подготовки этих специалистов в учебных заведениях. «Количество профессионально-технических заведений сократилось на 20%, количество подготовленных квалифицированных рабочих — на 36,5%. В результате постоянно возрастает дефицит строителей, технологов, механиков… Сегодня также существует острая потребность в квалифицированных рабочих кадрах для агропромышленного комплекса». Но ни одно правительство не пыталось закрыть кадровую «дыру» разумной политикой импорта трудовых ресурсов.
Отечественные парадоксы
В большинстве стран поток трудовых мигрантов жестко регулируется. Власти ежегодно определяют, какие именно иностранные специалисты в каких отраслях экономики и в каком количестве им нужны. Чтобы в страну попадали иностранные кадры, в которых она действительно нуждается, проводятся консультации с бизнесом, анализируется аргументированность запросов, а затем расчеты попадают в правительство.
В соседней России, например, на каждую «лишнюю» вакансию, на которую не идут работать россияне либо нет квалифицированных специалистов, правительством установлена четкая квота для иностранцев. Здесь тщательно считают даже количество заграничных натурщиков, необходимых стране.
Украинские чиновники качественного анализа не ведут. Формально по этому поводу нашим Кабмином ежегодно принимается Распоряжение под названием «Об установлении квоты иммиграции на год» (последнее, датированное 17 февраля 2010 г., утверждалось еще правительством Юлии Тимошенко). Но этот документ — абсолютно пустой с экономической точки зрения, а его содержание — сплошной парадокс.
В графе «Высококвалифицированные специалисты и работники» уже много лет стоят нули. Зато обойтись без иностранных деятелей культуры и науки, согласно данному распоряжению, Украина не может. Кстати, в этом году спрос на зарубежных артистов и ученых у нас составил 345 человек. «На самом деле никаких прогнозов нет. Они отсутствуют, — утверждает Елена Осинкина, старший экономист Бюро экономических и социальных технологий. — Вы спросите, как определяются цифры? Да никак. Все это построено на обычных ощущениях Минтруда и Минэкономики. А реальных расчетов не существует».
Людмила Денисова, министр труда и соцполитики в правительстве Юлии Тимошенко, любые обвинения в неэффективной трудовой миграционной политике в предыдущие годы отрицает. «Мы вводили квоты на привлечение специалистов в те или иные отрасли промышленности, — утверждает бывший министр.
— И это квотирование жестко соблюдалось». Непонятным остается лишь то, в какие именно отрасли промышленности приглашали иностранцев. Ведь, согласно тому самому правительственному распоряжению о квотах иммиграции, в высококлассных специалистах наша страна не нуждается. Между тем нехватка профессиональных трудовых ресурсов сказывается на технологическом состоянии украинских предприятий.
Они все чаще проигрывают конкурентную борьбу иностранным фирмам «на своей территории», поскольку не владеют нужными технологиями и профессиональными трудовыми ресурсами. Достаточно вспомнить, что заказ на возведение нового терминала в аэропорту «Борисполь» достался турецкой компании. А реконструкцию важнейшей для страны трассы Киев — Чоп «поделили» между собой турки, македонцы, итальянцы, немцы и азербайджанцы. Из магистрали протяженностью свыше 700 км украинцы получили отрезок длиной… 26 км.
Соответственно, львиная доля из ?375 млн, в общей сложности привлеченных Укравтодором от ЕБРР под этот проект, попала в карманы иностранных предприятий. Очевидно, что в рамках подготовки решений о привлечении иностранных специалистов на следующий год правительству стоит разобраться в государственной политике на этот счет. Наверняка обнаружится, что страна гораздо больше нуждается в зарубежных инженерах, нежели иностранных артистах.
Причины привлечения иностранных работников в соседние государства
- применение импортного технологического оборудования, нуждающегося в установке, наладке и обслуживании квалифицированными иностранными специалистами;
- использование современных технологий в строительстве, соблюдение качества и сроков выполнения строительных работ;
- невозможность удовлетворения потребности в рабочей силе за чет имеющихся трудовых ресурсов, в том числе из-за структурного несоответствия спроса и предложения на рабочую силу;
- развитие строительства, сферы коммунальных услуг, сферы образования, здравоохранения и социальных услуг, транспорта, рыболовства и рыбоводства, общественного питания, сопровождающееся созданием новых рабочих мест и перераспределением работников по секторам экономики;
- реализация инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.
Автор: Станислав Мирошниченко, Власть денег
Tweet