Нелегальные авто наводнили Украину
По примерным оценкам, из 10 ввезенных в Украину за последнее время машин на наших дорогах восемь — нелегальные. Часть из них имеет криминальное прошлое — угон. Другие просто не растаможены или ездят с поддельными документами. По мнению МВД, одна из причин — отмена в прошлом году обязательной экспертизы автомобилей при регистрации.
Инфографика Восемь из десяти авто в Украине нелегальные
КОДЫ ПРЯЧУТ
Проверяют подозрительные автомобили в научно-исследовательских экспертно-криминалистических центрах МВД. Тут устанавливают факт перебивки номеров авто, переварки автомобиля и указывают, криминальный он или нет. Иногда под подозрение могут попасть авто после ремонта. «Сказать, что раз кузов перебит, то человек совершил преступление, нельзя. Нужно определить происхождение перебивки, она может быть как заводской, так и умышленной», — говорит начальник отдела автотехнической экспертизы и оценочной деятельности Центра МВД в Киевской области Сергей Форотинский.
По его словам, каждое авто имеет свой номер (VIN-код), который служит ему паспортом, именно по нему можно установить страну, компанию, комплектацию, год выпуска и модель.
Подозрительных машин стало намного больше — это угнанные, с поддельными документами или двойники. Причем владелец может даже не догадываться о проблемах. Об этом он может узнать, например, попавшись ГАИ. Чтобы перестраховаться, эксперты советуют перед покупкой заказывать экспертизу.
Все машины внесены в единую базу. Ею пользуются сотрудники ГАИ. Также в разных местах авто (в моторе, сидениях) есть наклейки, на которых указан VIN-код авто. «Преступники уже научились подделывать даже их — на специальном сублимационном принтере», — говорит Форотинский. Специалисты такого профиля могут, один раз перебив номера и продав авто, год не работать. А если бандиты еще войдут в сговор с сотрудниками официальных станций ТО, то не составит труда заказать поддельную табличку. Напишут на завод, что авто нуждается в ремонте, а номер таблички был такой-то.
«ПОЧТИ ВСЕ МОТОЦИКЛЫ Б/У — КРАДЕНЫЕ»
Только в этом году через границу с Польшей в Украину пытались ввезти около двух десятков краденых авто. В июле работники Польской пограничной службы задержали двух украинцев 23 и 26 лет, которые хотели выехать из Польши на угнанных «Мерседесах», цена каждого — более $20 тыс. Один из наших соотечественников имел разрешение на постоянное проживание в Испании, где и был похищен автомобиль. А за неделю до этого поляки задержали украинцев, которые пытались вывезти из Испании через Польшу два краденых грузовика стоимостью более $150 тыс. В апреле пятеро украинцев попались пограничникам с мотоциклами и запчастями. Местная полиция отмечает, что задержанных в таких случаях могут сразу отпустить, ведь нередко они сами могут быть жертвами воров.
Хозяева «двойников» боятся проверок и платят взятки, которые достигают половины стоимости авто.
«Очень много всех дорогих спортивных мотоциклов в Украине — краденые, — сказал нам владелец спортивного «Сузуки» киевлянин Виктор. — Об этом все знают, но мотоциклы с документами и без свободно продаются на интернет-сайтах. Легальный спортивный стоит от $10-12 тыс. А покупатели таких мотоциклов — это не богатые бизнесмены, а молодые горячие парни, которые любят погонять и кому-то что-то доказать. Обычно у них нет денег, вот они и берут нелегальные в интернете за $3-4 тыс».
КАК ЕЗДИТЬ НА «ДВОЙНИКЕ»
«Вести» пообщались с владельцем автомобиля-двойника. «Знакомые занимались крадеными машинами. Предложили взять по дешевке. Я заказал «Акуру» белого цвета. Несколько лет назад этот автомобиль, когда только появился, стоил у нас около $80 тыс. Через неделю я получил свою машину с перебитыми номерами и документами. Она была оформлена на реального человека, владельца такой же иномарки. Ездил почти год, ведь если ничего не нарушать, то вероятность, что остановят гаишники, очень маленькая. Один раз меня остановили, потому что нарушил — пересек двойную сплошную. ГАИшники пробили номера, выяснили, что машина «грязная». Пришлось заплатить взятку — $2 тыс., хорошо, что такие деньги при себе были. Они мне посоветовали в ближайшие дни избавиться от этого авто. Я продал «Акуру» за $35 тыс. в Одесскую область. Насколько мне известно, эта машина до сих пор там ездит», — рассказал нам киевлянин Денис. Добавляет, что у его приятеля в Николаеве тоже был «двойник»: «Он за год на взятки заплатил сумму, которой ему не хватало до чистой машины, а при рейдах «Кобры» из гаража не выезжал». Правда, некоторые владельцы двойников говорят, что «кобровцы» прекрасно знают все эти машины, и хорошо зарабатывают на их покупателях – целенаправленно охотятся на них и после остановки вымогают взятки. Информацию они получают от «кумовьев» на таможне.
В ГАИ уверяют, что если бы им попался «двойник», то его хозяин не откупился бы, авто было бы конфисковано, и дело передали бы в милицию.
«ЧЕМ ДОРОЖЕ МАШИНА, ТЕМ БОЛЬШЕ ШАНСОВ НАРВАТЬСЯ НА КРИМИНАЛ»
До июля прошлого года владелец был обязан при регистрации авто заказывать экспертизу в ГАИ. Это, конечно, служило препятствием для легализации украденных или криминальных авто. Но на практике нередко, как рассказывают люди, столкнувшиеся с этой процедурой, давалась взятка инспектору, и никакой экспертизы не было. Потом закон изменился, для покупателей упростилась процедура регистрации в МРЭО. Но и у преступников появилась возможность криминализировать данную отрасль.
Восемь из десяти автомобилей у нас нелегальные. Часть из них криминальные.
«Теперь человек, покупая дорогой «Мерседес» и сэкономив на экспертизе, может попасть в неприятную историю. А ГАИ без заказа экспертизы проверять машину не имеет права. В прошлом-позапрошлом году было выявлено больше ста криминальных автомобилей. В основном это элитные машины: «БМВ», «Мерседесы» и «Лексусы». Сейчас же, когда никто ничего не проверяет, из десяти восемь автомобилей — нелегальные», — подозревает Форотинский. И чем дороже авто, тем больше шансов нарваться на криминал.
УЗНАЛ СВОЕ АВТО НА РЫНКЕ
Глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко согласен с тем, что автомобилей, нелегально ввезенных в Украину, становится больше. «Но их количество определить невозможно. Таможня называет одну цифру, но сколько ввозится двойников, сестричек, доноров, битых, для разборки. Это все контрабанда, посчитать ее невозможно. Простой пример: только в сентябре регистрация авто упала на 54%, а машин на дорогах становится все больше. Это наводит на размышления».
По словам Форотинского, бывали случаи, когда человек на авторынке натыкался на свою украденную машину. Узнав свой автомобиль, возвращался домой за ключами, затем садился в него под видом покупателя и заводил. После этого вызывал милицию и ГАИ. Забрать ее назад, правда, можно после решения суда.
ДВОЙНИКИ
«За последнее время встречал штук пять «двойников». Далеко ходить не нужно. Один из моих подчиненных ездил по городу и увидел автомобиль своего коллеги. Потом приехал и показал фото точно такой же с такими же номерами. Мы передали эти материалы в ГАИ», — говорит Форотинский.
«Двойник» может попасться, если собъет человека или будет использован в преступлениях. «К нам обращался владелец автомобиля, на «двойнике» которого было совершено разбойное нападение на банк. И засветился номер. Приехали к человеку домой, проверили, что это не он. Но мужчина после этого ездить по городу не мог, его постоянно тормозили на всех постах ГАИ. Показывал справку, что совершил ограбление не он, и машина не его, даже хотел поменять номера», — говорит Форотинский.
Иногда автовладельцы сами выявляют «двойника». Они собираются продать свой автомобиль, а в ГАИ оказывается, что он уже снят с учета. Начинают выяснять — оказывается его «двойник» был уже обнаружен, и его сняли с учета. Владельцу придется доказывать, что его машина настоящая.
По словам бывшего УБОПовца Дмитрия Гнапа, очень много «двойников», серых и угнанных авто в Черновицкой, Волынской, Закарпатской приграничных областях. «Если взять камеру и поехать в Черновцы, где расположен автомобильный рынок «Калинка», то там можно встретить автомобили намного круче, чем в Киеве. Если в городе нет никаких проверок, то ездят дорогие машины с немецкими, польскими, румынскими и молдавскими номерами (все не растаможены). Только въезжает в город «Кобра», на дорогах появляются одни «Жигули», — смеется Гнап.
Именно в приграничные населенные пункты чаще всего загоняют авто, которые выкупают за полцены у иностранцев, а затем они заявляют об угоне и получают страховку (см. графику). «Когда машина заехала в Черновцы, первым делом с ключа делают дубликат на специальном оборудовании. А оригинал ключа отправляют владельцу обратно. Все это происходит в течение суток. Получив их, иностранец пишет заявление об угоне и получает страховку», — объясняет Гнап.
КАК ЗАСТРАХОВАТЬСЯ
Эксперты советуют перед покупкой авто обязательно осмотреть будущее приобретение на СТО, а затем обратиться вместе с продавцом в МРЭО и заказать экспертизу. А еще лучше обратиться в экспертную службу МВД, они есть во всех областях Украины (mvs.gov.ua/units/). Они полностью проверят перебиты или переварены номера (это стоит около 200 гривен). Если вы это сделаете после покупки, и авто окажется нелегальным, то его у вас просто заберут на штрафплощадку.
ПОЧЕМУ НЕ НАХОДИТ ИНТЕРПОЛ
Интерпол редко находит угнанные в Европе автомобили, потому что их объявляют в розыск, уже когда они находятся в гаражах — на разборке, перебивке. Если машину не нашли в течение определенного периода, то вероятность ее разыскать многократно снижаsется — автомобиль переносят в другую категорию базы Интерпола, неприоритетную.
Богдана Евсеева, Вести
Tweet