Сексуальный скандал с оттенком кумовства
В Еврокомиссии зреет сексуальный скандал с оттенком кумовства. Замешанным в нем оказался «человек номер два» в Европейской комиссии – еврокомиссар по делам промышленности Гюнтер Ферхойген. Этот скандал наносит ущерб имиджу верхушки европейской бюрократии и может усложнить отношения Брюсселя и Берлина, а также подставить под удар коалиционное правительство в Германии. Гюнтер Ферхойген – вице-президент Еврокомиссии от Германии, заместитель Жозе Баррозу. В 1990-е он работал в МИД Германии, а с 1999 года — в Еврокомиссии. До 2004 года Ферхойген отвечал за евроинтеграцию: последнее масштабное расширение ЕС в том же году проходило под его патронажем. Газеты пишут, что в странах «новой Европы», например в Польше, до сих пор чуть ли не боготворят былого евроинтегратора.
Однако то, что бывший дипломат стал отвечать за промышленность, понравилось далеко не всем. Ангела Меркель – тогда еще оппозиционный политик – ставила под сомнение назначение, одобренное Герхардом Шредером. И действительно, деятельность Ферхойгена на посту комиссара по делам промышленности (чрезвычайно важном для Германии — страны-экономического локомотива ЕС), как отмечают наблюдатели, не заладилась. Амбициозные предложения Ферхойгена по стимулированию занятости и де-бюрократизации, которые ему пришлось сформулировать в доказательство своей компетентности, не принесли заметных плодов, сведясь к чисто формальным мерам. Сам Ферхойген, спасая репутацию, склонен винить в пробуксовке своих начинаний бюрократов ЕС, которые якобы саботируют реализацию его идей. Нынешний скандал, безусловно, еще более осложнит положение еврокомиссара.
Строго говоря, то, что происходит сейчас вокруг фигуры Ферхойгена – продолжение прошлогоднего скандала, который, возможно, приобретет сейчас новое качество. В прошлом году еврокомиссар по делам промышленности стал известен широко за рамками той аудитории, которая интересуется ходом евроинтеграции или развитием европейской индустрии. Выход Ферхойгена «в массы» был связан с появлением в прессе сведений о существовании скандальных фотографий с еврокомиссаром. Ферхойген был запечатлен на одном из нудистских пляжей в Литве. Из одежды на еврокомиссаре была одна бейсболка – факт, который не упустил тогда ни один таблоид. Тогда еврокомиссару удалось добиться запрета опубликования скандальных фотографий: это было истолковано как вмешательство в частную жизнь.
Однако будь еврокомиссар просто в костюме Адама – это было бы еще полбеды. В конце концов, в Литве он проводил свое личное время – отпуск, а не сбежал с заседания комиссии, ломавшей копья по поводу будущего европейской индустрии. Хуже для него оказалось то, что на пляже он был сфотографирован не один, а вместе со своей, и также обнаженной, помощницей Петрой Эрлер. Причем выяснилось, что незадолго до этого Ферхойген увеличил ей жалованье, сделав ее руководителем своего штата, а это весьма высокий пост в бюрократической иерархии ЕС. При этом зарплата Эрлер возросла с 9 тыс. евро в месяц до 11 тыс.
Сразу же прозвучали обвинения в непотизме — кумовстве. Свое решение Ферхойген объяснял, ссылаясь на высокие профессиональные качества фрау Эрлер. Действительно, у нее неплохой послужной список. Одно время она даже была боссом Ангелы Меркель: в последнем правительстве Петра Эрлер занимала пост государственного секретаря. Позднее она перешла работать в структуры ЕС, занимаясь вопросами евроинтеграции. Сам факт каких-либо тесных отношений с Петрой Эрлер Ферхойген совершенно отрицал: они, по его словам, были «не более чем дружеские». Однако далеко не все оценили поведение еврокомиссара как безобидное. Герберт Ройл, немецкий депутат Европарламента, заявил в интервью Bild: «Я нахожу это неприемлемым, что комиссар Еврокомиссии бегает голышом по пляжу вместе со своей высокопоставленной сотрудницей».
Удивительно, но тогда Ферхойгену удалось как-то замять этот скандал. Все удовлетворились его объяснениями, что, гуляя по пляжу в голом виде со своей помощницей, он оставался с ней в сугубо дружеских отношениях. Тем более что еврокомиссар стремился представить публикации в прессе как «месть евробюрократии». Сыграло свою роль, конечно, и то, что за Ферхойгена стеной встали Баррозу и Меркель.
И вот теперь выясняется (в чем мало кто сомневался после появившихся в прошлом году публикаций), что отношения еврокомиссара со своей помощницей отнюдь не ограничивались одной лишь дружеской симпатией. Появились новые фотографии, запечатлевшие, как еврокомиссар рано утром выходит из дома своей сотрудницы. Газеты напечатали разоблачительные признания подруги четы Ферхойгенов, в которых та окончательно сорвала маску с еврокомиссара, подтвердив факт имевшихся не только дружеских отношений между представителями высшей бюрократии ЕС. Доказательством справедливости слов «подруги семьи» стало известие о том, что супруга Ферхойгена уходит от своего мужа и собирается подавать на развод. Итак, частично Ферхойген точно лгал. А раз так, то появляются сомнения, что еврокомиссар, также как замешанный в аналогичном скандале Пол Вулфовиц, продвигая по службе свою помощницу, руководствовался исключительно соображениями пользы дела.
Однако, как и в прошлом году, все дело вполне могут спустить на тормозах. Несмотря на скандальный ореол Ферхойгена, его отставка, которая вызовет еще больший резонанс, крайне невыгодна ни Брюсселю, ни Берлину. У Баррозу вскоре истекает период его полномочий, а он хочет остаться руководителем Европейской комиссии еще на пять лет. Поэтому статьи и репортажи в СМИ о запятнанном ближайшем соратнике, который с треском вылетел с кресла его заместителя, Баррозу сейчас не нужны. Не нужно это и Ангеле Меркель. Ферхойген – социал-демократ. Если его уберут, то возникнет необходимость заполнить эту вакансию. Но говорят, что в СДПГ сейчас все потенциальные кандидаты занимают посты в составе существующего коалиционного правительства. Уход кого-либо из них неминуемо повлечет за собой непростые переговоры между СДПГ и ХДС/ХСС о том, кто станет преемником на освободившемся посту и может угрожать перетасовкой состава правительства. Есть и дополнительные опасения: на пост Ферхойгена могут претендовать христианские демократы, что грозит Меркель серьезными волнениями внутри собственных партийных рядов.
Так что еврокомиссар-нудист, по-видимому, может спать спокойно: высокий пост, скорее всего, никто у него не отнимет. Тем более что все это происходит в либеральной Европе, а не в какой-либо из исламских стран со строгими нравами. Кумовство доказать непросто, а адюльтер в ЕС, к счастью, не является преступлением. Интересно, что Ферхойген в бытность его комиссаром по евроинтеграции боролся в случае с Турцией именно с тем, чтобы там перестали считать супружескую измену уголовным преступлением. Можно не сомневаться, что личный опыт только придавал Ферхойгену сил в этой борьбе.
Алексей Тимофеев, Росбалт