Запорожская «быкштрассе» – не говори «гоп!», не надев «кэпку»
Помните детскую присказку: «Cорока-ворона кашу варила, деток кормила – этому дала, этому дала, а этому не дала»? Такое ощущение, что и наша матушка природа точно так же поступила со своими детишками – одних одарила бесчисленными талантами, а других обделила, да ещё и подошла к этому с юмором. А эти «другие» взяли и назло всем стали известны во всем мире как гопники. Genesis gopus vulgaris
Откуда же появились эти загадочные двуногие? Быть может, это те самые недоделанные мальчики, которых в древней Спарте сбрасывали с высокой скалы? Быть может, им чудом удалось выжить, и теперь они решили отомстить миру? Само слово «ГОПник» напоминает о местах не столь отдалённых. Побывав там, человек выходит с клеймом, прежде всего душевным. А у многих заключённых есть дети, и сами понимаете, какую «высокую» культуру воспитания получает ребёнок.
Кроме того, отсидевшие – а это зачастую довольно неглупые люди – могут передать свой жизненный опыт гопокидам – уличным беспризорникам, детям из неблагополучных семей. Одним словом, разрастаться гангрене есть где. А началась история гопничества с небольшого городка под Москвой – Люберцы. Уголовщина была там таким же распространённым явлением, как спортивные костюмы и шелуха от семечек. Именно «высокоинтеллектуальная» молодёжь этого города «любера» и положила начало то ли субкультуре, то ли отдельной человеческой расе – gopus vulgaris (лат. гопник обыкновенный).
Люди нашего двора
Запорожье в этом плане мало чем отличается от других городов: в 90х здесь тоже казалось, что гопники вскоре завладеют если не всем миром, то по крайней мере одной шестой суши. Из каждого открытого окна, уличного кафе, из каждых «Жигулей» или угнанного «мерса» в режиме нон-стоп гремело гопническое техно. Но потом гопопопуляция начала исчезать. Стало доступным огнестрельное оружие, свои обороты набирала постсоветская мафия, так что гопники сами по себе исчезли с горизонта.
Сегодня же мы называем гопником любого парня, одетого в спортивный костюм и туфли, который, сидя на корточках во дворе, отхлёбывает из горла «Жигулёвское» и лузгает семечки. Так что это: отдельная субкультура или просто неформальное движение? Недавно это явление славянской культуры заинтересовало иностранцев. Английская газета The eXile специально для зарубежных читателей, интересующихся феноменом гопников, опубликовала о них статью, в которой рассказала об истории возникновения, привычках этих «простых русских парней» и почти полном их вымирании в наше время. Встревожившись таким резким заявлением, и в страхе не увидеть больше этих уникальных людей, живущих «по понятиям», вместе с другом я отправилась на поиски запорожской «гопоты».
Расположение обязывает
В Запорожье есть несколько мест, которые непосредственно ассоциируются у горожан с гопниками. Это, конечно же, Кичкас, Бабурка и БШ (бульвар Шевченко). Последний, кстати, не зря кличут «быкштрассе». Эти три пункта и подверглись разведке на наличие запорожской гопкультуры.
Первый пункт назначения – Кичкас. Знакомая посоветовала спуститься вниз от главной улицы района к старой школе. Мол, там вся «гопота» района собирается. Предчувствие, признаюсь, и вправду было как в фильме «Пункт назначения» – что-то должно случиться. Ведь и расположение, и обстановка обязывают – как-никак пресловутый Кичкас. Подойдя поближе к школе, побродив вокруг неё, мы заметили лишь парочку влюблённых, но никаких «кЭпок» и спортивных костюмов. Видно, у гопников сандень. В расстроенных чувствах мы пошли бродить по ночному Кичкасу. Но несмотря на то, что гуляли в самых, как нам казалось, удобных местах для гопстопа, никто даже сигаретки у нас не «стрельнул». Было немного обидно, но «на кармане» было ещё две точки, куда мы и отправились на следующий день.
Кенты Ивана Бабуры
Не имея представления, где же на Бабурке искать последователей гопкультуры, мы решили отправиться в излюбленное, по нашему мнению, место «заседаний» гопников – так называемое «кафе». Убогие киоски с расставленными вокруг пластмассовыми столиками и стульями обычно просто кишат этими представителями рода… людского. Но на этот раз мы увидели всего три «гоповских» лица. Они сидели перед киоском, как и полагается, на корточках, пили «Арсенал» и лузгали семечки. Когда мы с немного испуганным видом подошли к киоску, изза спины послышался пьяный голос: «Вы кто такие, откуда будете?»
Тут позволю себе небольшое лирическое отступление. Встреча нормального человека с представителем преступного мира напоминает встречу кролика с удавом. Оружие уличных хулиганов – наш страх перед ними. Мы не знаем правил, по которым живёт «тот» мир, но заведомо их уважаем. Вот здесь и зарыта собака. Не зная правил игры, тех самых понятий, мы принимаем их. Ясное дело, что маломальски подкованный гопник, зная пару «примочек», обыграет нас в два счета.
Ведь гопники – это не совсем преступники. Их «фишка» – наезд на свою жертву «базаром». Они сначала вызывают страх и замешательство, причём делая это без прямой угрозы насилия. Со стороны может казаться, что гопник – сама вежливость, а вы, наоборот – нервный, неуравновешенный, а то и вовсе агрессивный тип. В результате жертва обычно сама отдаёт своё имущество: карманные деньги, мобильник, часы. Для гопника главное – почувствовать своё превосходство над вами. Разве вы не знали, что у них тоже есть чувство собственного достоинства?
Эээ… это вы нам? – пролепетали мы. – Мы не местные. Вот, приехали посмотреть на исторические земли помещика Ивана Бабуры.
Видно, такого ответа гопник явно не ожидал, и система дала сбой. Хотя, к нашему огромному удивлению, заговорил «гоп», сидевший рядом.
Дааа, Бабура был крутым кентом. Такой район под собой держать!
Теперь уже моя система дала сбой. Никак не ожидала услышать такое от гопокида.
На БШ как на БШ
Уйдя подальше от шумного проспекта, вглубь парка на бульваре Шевченко, мы снова засели в ожидании. Фонари не горели, поэтому разглядеть нужных нам персон было тяжело. Лишь после 40 минут ночного дозора мы решили разделиться, ведь gopus vulgaris – очень пугливое создание. И вот уже после 10 минут дежурства поодиночке к моему другу подошёл некто в «кЭпке» и спортивной олимпийке:
– Дайка телефончик посмотреть.
– С какой целью интересуешься? (Универсальный ответ – работает всегда.)
После небольшой заминки:
– А что, западло телефончик показать?
– Ты не ответил на мой вопрос.
– А ты на мой.
– Наехать на меня хочешь?
– Я тебя как нормального пацана прошу.
После того как «гоп» назвал вас нормальным пацаном, можно особо не волноваться – самый опасный этап «общения» прошёл. В нашем случае он стал последним.
– Извини, в ремонт только вчера отнёс.
Гопник с деловым видом развернулся и ушёл восвояси.
Наш адрес – не дом и не улица
На самом деле нельзя сказать, где конкретно в нашем городе наибольшее скопление гопников. Почему на слуху именно Кичкас и Бабурка? А вы посмотрите, в каких условиях живет большинство людей: бараки, коегде коммуналки, общежития, да и новые безликие районы, где улица – основа воспитания. Что она может дать подрастающему человеку? Бытие определяет сознание. И если уж говорить о гопниках как об отдельной субкультуре, то скорее не матушка природа так распорядилась, а само общество, в котором возникают такие явления.
Анастасия ПОЙДА, «ИТ»