О чем свидетельствует активизация российской агрессии против Украины
Российская информационная и дипломатическая провокация относительно Украины постепенно набирает обороты. После заявлений ФСБ и президента Путина, которые обвинили Украину в «покушении» на жизнь лидера боевиков так называемой «ЛНР» Плотницкого и вроде бы попытке организовать «теракты» в Крыму, был сделан следующий шаг…
12 августа премьер-министр РФ Медведев заявил, что если у Москвы не останется других инструментов для «отрезвления» украинской власти, то она примет решение о разрыве дипломатических отношений с Украиной.
Только вдумайтесь в этот цинизм – агрессор, который напал на нашу страну, убил тысячи людей и оккупировал часть территории, заявляет о возможности расторжения дипотношений из-за придуманных ими же украинских диверсионно-разведывательных групп и терактов. А что же украинская власть? А она, как часто это бывает, не решается сделать первый шаг или сыграть на опережение. Всегда находятся какие-то аргументы, почему нельзя это сделать.
Одно из последних заявлений министра иностранных дел Украины Климкина («Интерфакс-Украина»): «Если мы введем визовый режим, позволит ли нам это более эффективно фильтровать агентов ФСБ и других российских спецслужб, которые будут работать с целью нашей дестабилизации? Однозначного ответа я здесь не вижу. Россия сразу начнет использовать введение визового режима, раскручивая в медиапространстве случаи, где пожилые люди или дети не могут увидеть своих родственников. Вот меня часто спрашивают: зачем сохранять дипломатические отношения с Россией в условиях российской агрессии? Основное содержание этих дипломатических отношений заключается в том, что мы можем помогать украинцам, которых на территории РФ больше 4 млн».
Между тем Кремль продолжает навязывать Украине и всему миру свою повестку дня, которая призвана перераспределить сферы влияния, чтобы поднять Россию на более высокую ступень геополитического влияния. И трагедия заключается в том, что это происходит, в частности, за счет Украины. Не исключено, что для воплощения «плана Кремля» состоялись и последние кадровые перестановки внутри российской власти. В частности 12 августа Путин освободил от должности главу Администрации Президента – своего давнего соратника Сергея Иванова. Ему уже нашли новую должность – назначили спецпредставителем президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.
А руководить дальше администрацией Путина будет бывший заместитель Иванова Антон Вайно. Последний родился в 1972 году в Таллинне. В 1996-м окончил Московский государственный институт международных отношений МИД России. В 1996-2001 гг. работал в посольстве России в Японии (в Токио), затем – во втором департаменте Азии МИД России. В 2002-2004 гг. занимал различные должности в управлении протокола президента РФ.
В 2004-2007 гг. был заместителем начальника протокольно-организационного управления президента. В 2007-м стал первым заместителем руководителя протокола, а затем заместителем руководителя аппарата правительства. В 2008 году назначен руководителем протокола главы правительства. С 2012-го стал заместителем руководителя АП. Владеет японским и английским языками. По словам российских экспертов, которых цитируют московские СМИ, лично близок к Путину.
Ситуацию комментирует содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей МЕЛЬНИК:
– На мой взгляд, то, что сейчас происходит вокруг Крыма, вряд ли может претендовать на что-то кардинально новое. Это, собственно, один из этапов активной фазы конфликта между Украиной и Россией, который начался 2,5 года назад. Это не чисто украинско-русский конфликт – он происходит на фоне более широкого конфликта РФ с коллективным Западом. К сожалению, Украине отведена роль не только одного из факторов этого конфликта, но и поля боя. Поэтому, если мы пытаемся понять, почему происходит какое-то локальное событие, как последний инцидент с непонятными «крымскими диверсантами», слишком узко рассматривать это в пределах админграницы с Крымом или украинско-российского конфликта. Есть слишком много факторов, и вряд ли кто-то может объективно оценить, какой из них является главным в расчетах Кремля.
Однако сейчас сложился очередной наиболее благоприятный момент для РФ, чтобы реализовать свои глобальные планы. Это связано с выборами в США, нестабильностью в Европе… Это также не в последнюю очередь связано с внутренними событиями в самой России.
– Еще на прошлой неделе Gazeta Wyborcza написала о накоплении Россией почти 200-тысчного войска на границе с Украиной. До этого происходили кадровые перестановки в РФ, смена «руководства» оккупированного Крыма и «юридического статуса» полуострова в РФ. Следует ли это связывать с обострением, которое мы наблюдаем сейчас?
– В РФ серьезные внутренние проблемы – как в целом, так и во властной вертикали – все кадровые ротации являются одним из показателей этого. Не надо пытаться все связывать, однако следует иметь перед глазами весь список последних событий и пытаться оценить, какое из этих событий главное или второстепенное. Не всегда то, что кажется очевидным, на самом деле настолько важно.
Я абсолютно согласен с выводами Gazeta Wyborcza о том, что созданы все условия для масштабной военной операции против Украины. Далее можно рассматривать несколько сценариев, потому что, как нас учат классики военного дела, наиболее искусным является тот полководец, который достигает целей войны без самой войны. Россия могла все это делать, чтобы создать мощные военные позиции, чтобы шантажировать не только Украину, но и западных партнеров. Это запугивание всегда оказывалось эффективным инструментом России: «Посмотрите, какой я сильный, еще и глупый – лучше со мной не связываться». Кремль надеется, что угроза применения силы сработает и сейчас.
Но нельзя успокаиваться, что это лишь шантаж и не произойдет что-то реальное. Последний пример с диверсантами весьма показателен. При всей сомнительности версии РФ об «украинской ДРГ», российские силовики и Путин уже озвучили это. Сейчас им ничего не остается, кроме как продолжать эту линию, даже если развалится доказательная база и окажется, что это была имитация и фейк. Так и эта подготовка к конфликту, которая, возможно, не имеет целью переход к горячей стадии, в какой-то момент может начать жить своей жизнью, и какой-то незапланированный инцидент может спровоцировать большую войну. В этом большая опасность не только в Украине – она возникает и во время гонки вооружений, эскалации сил при отсутствии доверия между сторонами.
– Что касается «темной» истории с якобы «украинскими диверсантами». О чем, по-вашему, свидетельствуют результаты допроса задержанного Евгения Панова?
– Не берусь судить, каким образом Панов оказался на территории Крыма и какие у него были настоящие задачи и функции. Посмотрев видео допроса, в итоге могу сказать: «Не верю».
Только полные идиоты могли бы прибегнуть к таким «диверсионным мероприятиям», чтобы, скажем, показать свое мастерство или боевой дух. Обычно, если за этим стоит государство, преследуются какие-то цели. Я не вижу никакой цели, которую Украина могла бы преследовать проведением даже успешной подобной операции.
Почти одновременно с этим событием в Крыму начались антитеррористические учения оккупантов. Территория, которая и без того нашпигована силовиками, военными и агрессивно настроенными «крымнашистами», еще и приведена в состояние повышенной боевой готовности, когда все учатся ловить шпионов. И в этот момент, по их версии, Украина посылает туда свою ДРГ, причем вероятность провала в таком случае раз в десять выше. Я уже не принимаю во внимание состав этой мифической «ДРГ», их принадлежность, внешний вид. Поэтому смысл проведения этой «спецоперации» выглядит абсурдно – с точки зрения как самого факта такой акции, так и с точки зрения момента.
Какую цель преследовал Кремль, предприняв эту провокацию, – понятно, потому что фактически Путин назвал Украину «террористом». Это дает совсем другой статус и полностью развязывает России руки, чтобы действовать так, как на территории Сирии. Если западные партнеры на это клюнут, тогда больше никому ничего не надо объяснять, потому что террористы – это однозначное зло.
– Как мы, как государство, должны реагировать на такие непредсказуемые действия России?
– Все, что было сделано с нашей стороны, – это стандартный набор мероприятий, которые должна проводить Украина. Но развертывание этой ситуации происходит не первый день, и я пока не видел обращения Президента Украины к народу. Я понимаю, что за рубежом дорогой роуминг, но общество взбудоражено и напугано, поэтому глава государства, а не какой-спикер должен говорить и успокоить его. Этого не хватает, и эта проблема продолжается в Украине все два года.
Во-вторых, любые действия Украины в нынешней ситуации должны иметь по крайней мере две цели, чтобы предотвратить войну – подготовиться к отражению агрессии дипломатически и военно, но таким образом, чтобы это не дало какого-либо повода для начала наступления России. И не допустить войны не означает, что нужно постоянно отступать.
«ВПЕРВЫЕ ПРИ ПРАВЛЕНИИ ПУТИНА АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ЦЕНТРОМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый российский журналист
– Оценивать назначение нового главы российской Администрации Президента нужно исходя из того, как ситуация будет развиваться дальше. Есть искушение связать его с теми крупномасштабными кадровыми перестановками, которые были до этого, в том числе коснувшимися Крыма. А также есть искушение связать это с той историей, которая развивается в последние дни вокруг совершенно неожиданно резкого публичного обострения риторики российских властей в отношении Украины – послы якобы «состоявшихся диверсий в Крыму». В общем даже для российской публики в этом отношении не было внятной версии.
Отставка Сергея Иванова и назначение нового главы администрации меняет ситуацию. Новый глава администрации Антон Вайно – «профессионально чистый чиновник». Если учесть, что с большой долей вероятности АП покинет Вячеслав Володин – первый замглавы администрации, который официально вошел в список «Единой России» и, скорее всего, станет спикером Госдумы после новых парламентских выборов, очевидно, что Администрация Президента впервые за все время правления Путина перестает быть важнейшим центром принятия решений. Видимо, идет гораздо более сильное замыкание власти лично на президенте и преданных ему людях. Политика России в публичной части станет еще менее понятной для общества.
Слабо верится, чтобы Сергей Иванов сам попросился назначить его спецпредставителем по природе и транспорту. Появилась версия, что одной из причин этой отставки была история в Крыму, куратором которого якобы он был. Но если под этим есть какие-то основания, тогда надо следить за судьбой министра обороны Сергея Шойгу. С упразднением «Крымского федерального округа» в РФ и уходом Олега Белавенцева (экс-полномочный представитель президента в «Крымском федеральном округе». – Ред.), который считается близким к нынешнему министру обороны, не исключено что Шойгу утратил контроль над Крымом. Точно так же ушел Сергей Меняйло («губернатор» Севастополя. – Ред.), который считался человеком «военного лобби».
Скорее всего, происходящее вокруг Крыма – это следствие более глубоких процессов, которые происходят в российской власти, и свидетельство того, что есть существенные проблемы с однородностью вертикали и попытки переформатировать ее. Путин полагает, что ему сложно доверять людям, которые считались его ближайшим кругом.
Сергей Иванов в свое время не стал формальным преемником Путина, ведь был сочтен президентом и людьми из его окружения слишком самостоятельным и имеющим личные политические амбиции. Поэтому Путин хоть и предоставлял ему высокие политические посты, всегда избегал возможностей роста его политической карьеры.
Что касается заявлений Путина о «нормандском формате», нужно смотреть не на слова, а на дела. Думаю, одной из причин заявления является то, что все очевиднее становится перспектива сохранения западных санкций даже при условии соблюдения Россией статус-кво на Донбассе. При том, что российская экономика чувствует себя несколько лучше, чем год назад, санкции нанесли по ней крайне болезненный удар. С другой стороны, понятно, что Запад едва ли надавит на Украину, чтобы та провела выборы на оккупированных территориях, легитимировав псевдореспублики, как думал Путин. В этом смысле Минские соглашения становятся все менее выгодными для Кремля.
Причиной может быть также некоторая патриотическая риторика и мобилизация, учитывая непростую ситуацию в стране, пока нет выхода из того «геополитического тупика», в который завела власть. Этот выход она пыталась найти в Сирии, но последние события показывают, что его там нет, ведь провалилась попытка РФ и армии Асада взять Алеппо.
Поэтому Западу надо реагировать не на заявление о выходе из «нормандского формата», а на действия России – что касается ситуации вокруг самопровозглашенных «республик», Крыма и на границах Украины.
Авторы: Иван КАПСАМУН, Дмитрий КРИВЦУН, «День»