И снова пытки. В деле «евпаторийского маньяка» сотрудники МВД сломали жизнь невиновному
Такие дела редко доходят до суда – милиция «своих» старается не сдавать. Тем не менее в Симферополе начался суд над старшим лейтенантом милиции Станиславом Годуляновым, оперуполномоченным Евпаторийского горотдела МВД. Обвиняется и его сослуживец Олег Кошевой, который пока в бегах. Напомним, как начиналась эта история.
В мае-июле прошлого года в Евпатории и ее окрестностях были совершены зверские убийства трех девушек, которые в одиночестве поздно ночью возвращались домой. Причина их смерти – удушение и множественные (от 10 до 14) колото-резаные ранения, нанесенные в основном в грудь, живот и спину. Одной жертве убийцы, мгновенно прозванного «евпаторийским маньяком», удалось выжить, благодаря ее показаниям милиция составила фоторобот преступника.
Aдвокат дает наставления подзащитному
Но уже 9 августа 2007 года начальник крымской милиции сообщил прессе, что маньяк арестован. Это евпаториец, которому пока предъявлено обвинение по одному факту – нанесению телесных повреждений женщине. «Я внутренне, не как начальник главка, а как Могилев, уверен, что это он», – сказал генерал милиции Анатолий Могилев. Как евпаторийская милиция должна была расценить такой мессидж своего шефа? Правильно расценила, как руководство к действию. Таким своим заявлением генерал вдохновил своих подчиненных на дальнейшие «подвиги». Потом, правда, оказалось, что внутренний голос обманул начальника главка. На этот счет у тогдашнего обвиняемого, которого так поспешно назначили убийцей, – Владимира Гетманенко теперь есть официальные документы. Он полностью оправдан, все обвинения с него сняты.
Слушать рассказ почти ослепшего человека о том, как выбивались из него признания, честно говоря, страшно.
– Меня жестоко избивали, по голове, по животу, по почкам, ломали ногу. У меня тогда была близорукость минус 13, теперь после 5 месяцев пребывания в КПЗ, многочисленных избиений – минус 18. Из-за травм головы, как говорит врач, началось отслоение сетчатки. Милиционеры, которые меня допрашивали, отняли у меня очки и сказали, что если я подпишу признание о том, что подрался с отдыхающими из России, которых я на самом деле и не видел, меня отпустят. Я не мог прочесть документ, который подписал. После этого меня отправили в ИВС. Там избивали, выбивали показания, говорили, что я выгоден им мертвый.
– Чьими же хлопотами вас все-таки освободили? – спрашиваем мы.
– Моей матери. Но после моего освобождения она, не выдержав напряжения, умерла. Поддержала меня и пресса, спасибо. Меня в городе многие знают, я работаю на кабельном телевидении, никто не верил этим обвинениям.
Гетманенко – отец и сын в зале суда
Теперь в клетке для подсудимых сидит один из тех милиционеров, которые тогда задержали Гетманенко и отчитались о поимке убийцы. Его, правда, обвиняют не в пытках, а в том, что внес в протокол заведомо ложную информацию. Те, кто заявлял о хулиганских действиях Владимира Гетманенко, назначенного милицией маньяком, не были потерпевшими, и подписавшиеся под документом свидетели таковыми тоже не являлись. То есть пока в суде речь идет о должностном подлоге, совершенном двумя старшими лейтенантами милиции.
Подсудимый и его адвокат возражали против присутствия журналистов в зале суда, заявив, что таким образом будет оказываться давление на суд. Но судья Илья Ищенко разрешил телевизионщикам установить камеры, запретив фотосъемку со вспышкой.
Подсудимый Станислав Годулянов был назначен на должность оперуполномоченного только 30 декабря 2006 года. А уже 31 июля 2007 с легкостью совершил, как говорится в обвинительном заключении, то самое «преступление в сфере служебной деятельности», за которое его теперь судят. Зачем этот хрупкий юноша пришел на работу в милицию? Неужели для того, чтобы бороться с преступностью и обеспечивать порядок и спокойствие в курортном городе? Скорее всего, чтобы самоутвердиться на фоне бесправных перед синим мундиром людей.
Впрочем, может оказаться, что и служебного подлога он не совершал, потому что свидетели в суд почему-то не явились, и вещественные доказательства не удалось доставить…
Мы уже писали, что в суд предано дело о банде, составленной из работников линейного отдела милиции Симферополя. То есть уже вполне можно говорить об открытии карательного сезона для крымской милиции.
Внимание общественности к суду над евпаторийскими милиционерами привлек крымский правозащитник Виталий Храмов. Он же обеспечил присутствие в зале суда телекамер, которых так испугался подсудимый, хотя даже не знаком с потерпевшим: «Гетманенко подвергался в милиции настоящим истязаниям. И это были пытки ради пыток: ведь современные методы позволяют достоверно установить преступника, когда на жертве остался его биологический материал, пригодный для экспертизы. Сотрудникам милиции не нужно было ногами и кулаками выколачивать признание, достаточно было сделать анализы… И почему на скамье подсудимых сейчас один старший лейтенант? – продолжает Виталий Храмов. – Где судья, давший санкцию на арест? Где прокурор, надзиравший за этим уголовным делом? Где старшие милицейские чины, которые «чувствовали», что поймали маньяка и даже прилюдно отчитались об этом, назвав преступником человека, из которого пытками выбили признание? Они как высшая каста, их прикрывает та система, которая сложилась в государстве, и они остаются безнаказанными»
Софья Басаврюк, Крым, Крымское Эхо