До Ющенко диоксин испытывали на заключенных

Предлагаем вашему вниманию статью, которую нам удалось отыскать в архиве газеты The New York Times (опубликована 17 июля 1983 года). В ней сообщается о том, как американские ученые проверяли действие того же самого «2, 3, 7, 8-тетрахлордибензо-п-диоксина», которым вроде бы отравили украинского президента, на заключенных. В эксперименте были задействованы десятки человек!

«Ющенко — один из двух людей, подвергшихся действию высокой дозы TCDD. Другой человек, молодая женщина с острым воспалительным дерматитом, который начался у нее осенью 1997 года.., поступила в университетскую клинику в Вене в марте 1998 года», — сообщили авторы исследования в Lancet.

Однако это совершенно не так!

Предлагаем вашему вниманию статью, которую нам удалось отыскать в архиве газеты The New York Times (опубликована 17 июля 1983 года). В ней сообщается о том, как американские ученые проверяли действие того же самого «2, 3, 7, 8-тетрахлордибензо-п-диоксина», которым вроде бы отравили украинского президента, на заключенных. В эксперименте были задействованы десятки человек!

Весьма странно, что эти сведения не были учтены швейцарскими и украинскими исследователями. Не потому ли, что они нарушали стройную картину «исключительности» их пациента?


В 60-е годы 70 заключенных американской тюрьмы Холмсбург (северо-восточная Филадельфия) в возрасте от 21 до 49 лет добровольно за плату приняли участие в экспериментах компании Dow Chemical по изучению воздействия диоксина на кожу человека и определению опасных дозировок.

В ходе лабораторных опытов было продемонстрировано, что диоксин в малых дозах смертелен для животных. Тем не менее доказательств токсичности этого вещества для человека практически не существовало. Ученые знали лишь, что попадание диоксина на кожу вызывает хлоракне (угревидные образования). Однако медики говорили, что возможны более серьезные последствия для здоровья, в том числе развитие онкозаболеваний, болезней печени и почек.

Многие из 20 000 ветеранов американских вооруженных сил, подавших коллективный иск против нескольких производителей химикатов, утверждали: их многочисленные недуги (включая злокачественные опухоли и родовые дефекты у их детей) вызваны воздействием диоксина, содержавшегося в гербициде «агент орандж», примененном армией США для уничтожения растительности во Вьетнаме.

Тяжелые случаи хлоракне

У некоторых заключенных тюрьмы Холмсбург были отмечены тяжелые случаи угревидных высыпаний — целые участки прыщей. У других участников эксперимента с кожей происходили патологические изменения и появлялись волдыри. При отсутствии лечения они исчезали через 4—7 месяцев.

Судя по всему, организаторы этих исследований не вели учета имен подопытных, а после завершения экспериментов не проводили никаких контрольных обследований. Некоторые эксперты подозревают, что осложнения могли проявиться через много лет после попадания диоксина на кожу.

За опыты с диоксином отвечал доктор Альберт М. Клигман, дерматолог из Университета Пенсильвании. Десять участников получили дозы, существенно превосходящие пороговые значения, установленные заказчиком — компанией Dow Chemical. Представители последней поставили задание — определить минимальное количество диоксина, вызывающее появление угревидных высыпаний на коже.

Кожу заключенных обрабатывали чистым диоксином (TCDD, или 2,3,7,8-тетрахлорномдибензо-п-диокси) — самым мощным из всех 75 разновидностей диоксина. TCDD представляет собой примесь, формирующуюся в процессе производства гербицидов 2,4,5-Т, Silvex (2,4,5-ТР) и «агент орандж».

В 1983 г. д-р Клигман отказался от интервью и любого обсуждения проведенных им экспериментов. Но в ходе краткой беседы по телефону заявил: «Все эти люди сегодня могут страдать от лейкемии: вероятность этого — 1 из 20 миллиардов. А я могу выйти на улицу, где на меня упадет астероид. Но я уверен, что этого не произойдет».

По словам Клигмана, все результаты экспериментов он передал Dow Chemical. «По-моему, там были и имена людей», — добавил он. Однако представитель Dow Chemical Роберт Чарльтон утверждает, что в компании никогда не знали имен этих заключенных.

Об экспериментах д-ра Клигмана управление по охране окружающей среды узнало в 1980 г. во время слушаний о необходимости введения запрета на использование двух гербицидов (Silvex и 2,4,5-Т) в сельском хозяйстве.

Развитие хлоракне часто наблюдалось у работников химических комбинатов, нередко причиной были несчастные случаи на производстве. В 1976 г. в результате аварии на одном из итальянских комбинатов от диоксина пострадали тысячи местных жителей. К сожалению, ни в одном из упомянутых случаев точные дозы поражения не известны.

Кроме того, в соответствии с документами, представленными на слушаниях 1980 г., еще до д-ра Клигмана некий медик из Филадельфии проводил эксперименты с 2,5%—10%-ным раствором гербицида Silvex, содержащим диоксин. Раствор наносился на кожу 51 добровольца, в роли которых, скорее всего, выступали заключенные. Как сказано в резюме доклада Dow Chemical, подготовленного дерматологом Джозефом В. Клаудером, 5%-ный раствор вызывал «первичное раздражение кожи». В этом докладе также нет никаких имен подопытных, сообщает The New York Times.

Д-р Клаудер умер около 10 лет назад, и сведения о его опытах не сохранились. А к заказу у д-ра Клигмана очередной серии экспериментов с диоксином владельцев Dow Chemical подтолкнула эпидемия хлоракне на одном из комбинатов компании. В письме к Клигману, датированном июлем 1965 г., сотрудник Dow Chemical Веральд К. Роув сообщил об отправке TCDD на тестирование. Он предупредил о «высокой токсичности» материала, отметив также, что доза в 0,5—1 микрограмм «неизменно оказывалась фатальной» в ходе опытов с лабораторными животными. Рассказал он и о «типичной клинической картине сильнейшего повреждения печени и почек» в результате употребления TCDD.

11 мая 1966 г., через 10 месяцев после получения материала от Dow Chemical, д-р Клигман проинформировал компанию о «поразительно негативных результатах». В ходе исследований он задействовал 6 групп по 10 мужчин в каждой. Тем не менее несколько человек отказались от участия в эксперименте. Дозы не превышали 16 микрограммов, а у испытуемых проверяли состояние печени и почек.

Несколько позже Веральд Роув санкционировал проведение второй серии экспериментов. В январе 1968 г. д-р Клигман направил ему письмо о том, что для «новой группы из 10 участников» он увеличил общую дозу до 7 500 микрограммов. Первые опыты, писал Клигман, «вдохновили меня на более решительные действия».

«У 8 из 10 человек проявились угревидные высыпания, обычно начинавшие формироваться на 3—4-й неделе. В трех случаях они трансформировались в воспаленные пустулы и папулы. Эти высыпания держались на коже 4—7 месяцев, поскольку нами не предпринималось никаких мер по их ускоренному лечению», — писал Клигман. По его словам, через 6 недель после завершения экспериментов у участников были взяты анализы для проверки состояния печени и почек. «Ни в одном из случаев не выявлено лабораторных или клинических доказательств токсичности», — заявил Клигман.

Полное отсутствие контроля

Д-р Клигман не выступал на слушаниях управления по охране окружающей среды, зато Веральду Роуву из Dow Chemical пришлось давать показания.

«Не считаете ли вы или ваша компания, что у людей, которых вы подвергли воздействию TCDD, в последующие после эксперимента годы могли образоваться злокачественные опухоли?» — поинтересовался представитель управления Эндрю Гордон.

«Мы этого не контролировали», — ответил Веральд Роув…

The New York Times
(17 июля 1983 года)

 
Подготовили Анастасия Шиндер, Константин Литовченко, 2000

You may also like...